Когда мировое высшее начальство говорит о том, что экономического роста больше не будет (например, как недавно — президент Франции Макрон), то это надо понимать как возвращение к исторической норме. 99% своего исторического времени человек жил при среднегодовом экономическом росте 0,05-0,1%.
Во втором вертикальном столбце видна эта норма — «страны третьего мира», когда подушевой рост был на уровне 0,0-0,2% в год еще до середины ХХ века.
Да и в развитых странах немного заметный рост пошел только с конца XIX века, и то до середины ХХ века плоды этого роста в основном распределялись в высших 10% населения. А золотой век человечества — это краткий исторический миг, аномалия 1950–1980 годов.
Единственное, что хорошо — даже при отсутствии роста мы все же будем жить на накопленных предками активах. Например, в случае с Россией — том, что оставила нам советская власть: города, энергосистемы, инфраструктуру, социальные институты и т. п. Гораздо хуже прекращение роста было бы на уровне избы с соломенной крышей.
Павел Пряников, журналист