Posted 29 августа 2022, 15:40
Published 29 августа 2022, 15:40
Modified 1 февраля, 19:11
Updated 1 февраля, 19:11
В рядах любого масштабного общественного движения, написавшего на своих знаменах какую-то благую идею — например, заботу об окружающей среде, равноправие для женщин или защиту прав трудящихся, — рано или поздно обязательно заводятся свои «ультра». Они выступают с громкими радикальными заявлениями и требованиями, часто на грани абсурда, а порой и за этой гранью. Одновременно они ратуют за чистоту рядов и стремятся доказать, что их пальто самое белое. Среди них есть искренние, но недалекие и увлекающиеся люди, есть городские сумасшедшие, есть расчетливые циники, играющие в «партизанский пиар».
Противники означенного движения, естественно, уделяют этим «ультра» массу внимания, стремясь выдать их за типичных представителей и тем самым представить движение в качестве горстки городских сумасшедших или опасных радикалов. «Ультра», в свою очередь, только рады такой рекламе — им плевать, что она объективно идет во вред движению, зато она делает их известными и популярными фигурами, а также позволяет укреплять свои позиции.
Одно из любимых занятий «ультра» заключается в шейминге людей, которые согласны с ними в главном, но расходятся в каких-то деталях, не приемлют наиболее радикальные требования. Суть игры заключается в том, чтобы объяснить человеку: если он не согласен с радикальными идеями «ультра», то он ничем не лучше тех, кто занимает прямо противоположную позицию. К примеру, если человек говорит: «Нужно принимать меры по защите женщин от насилия, но считать каждого мужчину по умолчанию насильником — явный перебор», нужно громко объяснять ему, что он ничем не лучше тех, кто заявляет «бей бабу молотом — будет баба золотом».
Причем как раз с теми, кто призывает бить молотом, «ультра» спорить не станут — им это неинтересно, поскольку в ответ они получат только ругательства и насмешки. А единомышленник станет оправдываться, пытаться объяснять свою позицию, говорить, что он вовсе не враг, и в итоге окажется прекрасной жертвой для пира гарпий.
Для «ультра» любой, кто не согласен хотя бы на один процент, — стопроцентный противник. В этом принципиальное отличие от конструктивного деятеля, который рассуждает с позиции «если мы согласны хотя бы на 50 процентов, и это основные и принципиальные 50 процентов, то мы можем пройти полпути вместе».
Как уже сказано выше, самому движению такие действия «ультра» наносят огромный вред. А полная победа «ультра» означает превращение движения в радикальную секту со стойкой репутацией маргиналов и с минимальными шансами воплотить в жизнь заявленные цели. Именно поэтому любое движение, по идее, должно избавляться от «ультра» в своих рядах быстро и безжалостно. Но сказать это проще, чем сделать — ведь «он же наш, правильный человек, просто немного увлекающийся, хватает через край, но это же из лучших чувств».
Поэтому, наблюдая за движением со стороны или участвуя в его деятельности, следует:
— оценивая заявления представителей некого движения, сразу проверять, не исходят ли они от «ультра»;
— не отождествлять без крайне веских на то оснований позицию «ультра» с позицией движения в целом;
— не делать выводы о движении на основании наличия в его рядах «ультра», поскольку, как я уже говорил, они есть везде и всегда.
Николай Власов, историк