«Мы не должны позволить Путину ежедневно определять европейские цены на электричество», — эмоционально отреагировал на нынешнее положение дел в энергетике ЕС австрийский канцлер Карл Нехаммер. Заявление это он сделал после консультаций с профильными экспертами, а также лидерами соседних стран — канцлером Германии Олафом Шольцем и премьер-министром председательствующей в Евросоюзе Чехии Петром Фиалой.
Австрия предлагает установить общеевропейское регулирование цен — казалось бы, поддерживая инициативу, с которой до того выступила Чехия. Но это лишь на первый взгляд. Дело в том, что до настоящего момента речь шла лишь об административном регулировании. Озвучивалась схема в духе советского Госплана: создается единый бюрократический закупочный орган, который потом перераспределяет электроэнергию по единой цене компаниям, поставляющим ее конечным потребителям. По крайней мере, в самой Чехии обсуждался такой вариант.
Многие в его защиту приводят пример «социалистической Швеции, где стоимость мегаватта в несколько раз ниже, чем в среднем по Европейскому Союзу. Кроме того, сравнительно недорого платят испанцы. Хуже всех дела у жителей небогатых стран Центральной и Южной Европы, вроде Хорватии и Словакии, которым отопление и освещение обходятся намного дороже других.
Неизбежно возникает предложение «взять все, да и поделить» — административно выровнять цены на электроэнергию внутри ЕС, потому что, как заявил Нехаммер, уже понятно, что «рынок сам себя не отрегулирует». И такая оценка ситуации в целом соответствует действительности, поскольку поставщикам электроэнергии сейчас явно выгодно наличие конкурирующих рынков –можно выбирать между ними, продавая там, где дороже.
Однако в Вене возникла более оригинальная идея (недаром экономическая школа, базирующаяся на принципах регулирования, называется «австрийской»). Карл Нехаммер предложил создать в ЕС механизм, который отвязал бы цены на электроэнергию от стоимости газа. Ведь есть множество иных способов получить тепло и свет, кроме как путем сжигания газа в топках энергостанций. Это и так называемая «зеленая энергетика» (ветрогенерация, приливные станции, солнечные батареи и т. д.), и постепенно реабилитируемые в Европе атомные электростанции (для некоторых стран до сих пор базовые). Более того, в условиях кризиса в европейскую энергетику активно возвращается даже уголь, казалось бы, навсегда изгнанный из нее под давлением «зеленых».
И тут, похоже, уже не так важно, что как раз увлечение «зеленой энергетикой» называл причиной нынешнего кризиса экс-президент Чехии Вацлав Клаус, сохраняющий серьезное влияние на крупнейшую партию правящей в стране коалиции — Гражданскую демократическую, к которой принадлежит и премьер Петр Фиала.
Наконец, сам газ поставляется сейчас в Евросоюз отнюдь не только из России. Некоторые страны вовсе перестали покупать продукцию «Газпрома», хотя частично российский по изначальному происхождению природный газ попадает и к ним, но уже через третьи руки — как, например, на юг Европы через трубопровод «Турецкий поток». При этом, например, Франция сейчас договаривается о том, чтобы увеличить в полтора раза закупки газа в Алжире по имеющимся трубопроводам.
Ну а в европейские подземные хранилища (наполнение которых в сентябре ожидается уже на почти рекордном уровне в 85%) в значительной мере закачивается сжиженный газ из Катара, США и других, даже еще более экзотических для Европы поставщиков.
Исходя из всех этих вводных, решение проблемы для ЕС австрийцы предлагают искать за счет создания чего-то вроде энергетической биржи, когда при помощи более интенсивного использования альтернативных газу способов генерации могла бы формироваться ориентировочная средняя цена на электричество для европейцев. А там, глядишь, начнется и обратный процесс — стоимость мегаватта начнет тащить вниз цены на газ.
Но пока это лишь чудо-теория, предложенная экспертами. На практике цены в ЕС продолжают расти. Встреча министров энергетики Евросоюза, призванная решить эту проблему, состоится только в сентябре. И не факт, что на ней вообще удастся быстро договориться об общих действиях. А даже если это и получится, не исключено, что это будут куда более компромиссные, то есть чаще всего самые простые и наименее эффективные меры.
Впрочем, алармистские прогнозы, вроде того, что сделал министр юстиции Чехии Павел Блажек, предупредивший о возможности чуть ли не революции из-за энергетического кризиса, тоже пока все же далеки от европейской реальности.