Хроническая болезнь русских интеллигентов — распространять свои представления и ценности на все слои общества. Кто вам сказал, что свобода является безусловной ценностью? Для нас с вами — да; для многих — это просто «нападение на наши традиционные ценности».
Далее — когда интеллигенты разочаровываются в воображаемом «народе», они идут во власть и становятся диктаторами, объясняя всем вокруг, что в России иначе нельзя править. Образуется замкнутый круг.
Чтобы его разомкнуть, другие интеллигенты становятся оппозицией тем, кто уже внутри власти, манипулируют общественными настроениями и сами себя успокаивают магией соцопросов. Оппозиционные интели заявляют, что если выгнать из власти неправильных интелей, тогда в России будет демократия. Попав во власть, оппозиционеры ведут себя точно так же, как бывшие номенклатурщики. Меняется только риторика.
Все интеллигенты стремятся получить поддержку в «народе». При этом коммуникация с народом осуществляется исключительно в формате госпропаганды. Граждане видят, что их используют, и ведут себя пассивно, стараясь уклониться от любых форм общественной мобилизации. Интеллигенты, в зависимости от своего положения в иерархии политической системы, называют граждан «ватниками» или «нашими».
Все интеллигенты постоянно пишут о том, как не допустить в будущем повторения нынешних ошибок. Но ответ на русский вопрос на удивление прост и очевиден: начните жить сегодняшним днем и просто формируйте демократические институты, уважая другие точки зрения. Никакой загадки нет в РФ.
И еще одно наблюдение: мы часто причисляем себя к среднему классу. Но российский средний класс — это чиновники и силовики среднего звена, то есть те, кто составляют опору режима. Русская интеллигенция должна переопределить свое место в современном обществе. Я полагаю, что пользы от интелей будет больше, если они сосредоточатся на конструировании привлекательного для других групп населения образа национального государства как идеологической и смысловой альтернативы теперешней химере.
Андрей Хохлов, социолог, политолог