Posted 28 августа 2022, 07:00
Published 28 августа 2022, 07:00
Modified 1 февраля 2024, 19:11
Updated 1 февраля 2024, 19:11
На этой неделе произошли два события, которые предопределяют глубокую мировую рецессию в предстоящем году. Это ежегодная мировая конференция представителей центральных банков в Джексон Хоул, ставшая в последние годы важной площадкой ФРС для заявлений о будущей монетарной политике; и заявление министра энергетики Саудовской Аравии принца Абдулазиза бен Сальмана о том, что ОПЕК+ может сократить квоты на добычу нефти.
Мировые рынки ожидали от представителей ФРС смягчения риторики на фоне замедляющейся инфляции, что последние несколько недель способствовало восстановлению сырьевых и фондовых рынков. Рынки также ожидали, что ФРС вскоре после завершения цикла подъема ставок приступит к циклу их снижения. Начавшееся замедление инфляции наполнило финансовые рынки чрезвычайным оптимизмом, приправленным отсутствием желания рыночных игроков изучать структуру инфляционного процесса в США, т. к., несмотря на замедление, инфляция в США начинает носить все более устойчивый характер.
Однако члены ФРС пока что не страдают слепотой финансовых рынков и в рамках конференции в Джексон Хоул выступили с рядом жестких монетарных заявлений, ставших для рынка акций США холодным душем: индекс S&P 500 снизился по итогам дня сразу на 3,5%. Так, глава ФРС Дж. Пауэлл заявил, что повышение ставок регулятором продолжится, а на ближайшем заседании вновь возможно «необычно большое» повышение ставки, что означает повышение ставки на 0,75 п. п. третий раз подряд. Также он заявил, что после завершения цикла подъема ставок потребуется сохранять их на высоком уровне «определенное время» <…>, тем самым развеяв ожидания рынков на быстрый переход ФРС к смягчению монетарной политики в следующем году.
Таким образом, нас, вероятно, ждет повышение ставок к уровню около 3,5% или даже несколько выше и удержание их там в течение длительного времени. Учитывая, что в предыдущий раз мировая экономика начала стремительно замедляться уже на уровне ставки ФРС в 2,5%, то при ставке в 3,5% и более нас определенно ожидает глубокая рецессия.
В ожидании рецессии, как мы помним, нефтяной рынок демонстрировал тренд на снижение цен, что, видимо, очень не понравилось Саудовской Аравии, решившей осуществить словесные интервенции. По мнению саудитов, нефтяные фьючерсы слишком волатильны и не уважают арабов не отражают ситуацию на рынке, а именно отсутствие свободных мощностей по добыче нефти, что в переводе с арабского означает «мы хотим сохранения высоких цен». Также Саудовская Аравия и поддержавшие ее ОАЭ заявили о возможности сокращения квот ОПЕК+ на добычу нефти в случае достижения «ядерного» соглашения между США и Ираном и выхода иранской нефти на мировые рынки.
Снижение цен на сырье во время цикла подъема ставок или экономического спада всегда выступало смягчающим экономическим фактором и во многом способствовало запуску нового цикла экономического роста. Однако в этот раз действия центральных банков, России и Саудовской Аравии ведут нас к мировой рецессии с сохранением высоких сырьевых цен. При этом Россия и Саудовская Аравия способствуют запуску самоподдерживающегося процесса: высокие цены на нефть и газ будут поддерживать высокие темпы инфляции, стимулируя ФРС и ЕЦБ еще сильнее ужесточать монетарную политику и дольше удерживать высокие процентные ставки.
Мировая экономика, очевидно, не справится с таким высоким давлением с двух сторон и перейдет в режим падения. Сложно представить более идеальный коктейль для того, чтобы вызвать глубокий и продолжительный спад мировой экономики, от которого больше всего достанется друзьям России и Саудовской Аравии из авторитарных развивающихся стран.
Рецессия будет продолжаться до тех пор, пока мировая экономика не перейдет к новой точке равновесия по спросу/предложению энергоносителей, которая находится существенно ниже текущих уровней. А значит, спад спроса на энергоносители не закончится, пока не приведет к падению нефтяных и газовых цен. При этом восстановление мировой экономики после такого кризиса может занять долгие годы, а к тому времени спрос на нефть уже начнет испытывать влияние энергоперехода, проводимого развитыми странами.
Таким образом, мы, вероятно, наблюдаем лебединую песню авторитарных нефтегазовых режимов, которые в последний раз наслаждаются своей мнимой властью над миром, не замечая, как сами себя ведут в пропасть.
Telegram-канал «Родина слонов»