Posted 27 августа 2022, 07:42

Published 27 августа 2022, 07:42

Modified 30 марта, 08:16

Updated 30 марта, 08:16

Живые призраки и безжизненные люди

27 августа 2022, 07:42
Людмила Семенова
«Закрыть гештальт» — это не очень смешная и неоправданно сентиментальная история про инфантилизм.

Смешение жанров — рискованный эксперимент, поскольку у каждого из них свои сильные стороны и особый эмоциональный окрас, а некоторые вообще с трудом вяжутся между собой. Чаще всего получается некий гротескный хаос, от которого не смешно, не страшно и не интересно.

Не оказался исключением и «полижанровый проект» под названием «Закрыть гештальт». Сериал заявлен как мистическая комедия, но также в нем есть претензии на семейную драму и социальную сатиру. Творческие амбиции — похвальная вещь, особенно если авторы не бросаются с разбега в пошлость, которой в последнее время отличаются многие продукты российского кинематографа. Однако эти амбиции еще нужно реализовать.

Что касается данного сериала, то первые зрительские отзывы отличаются скепсисом в том числе из-за того, что в нем усмотрели сходство с проектом «Пассажиры», вышедшим в 2020 году. Но и без этой вторичности стартовые серии оставляют удручающее впечатление. Несмотря на тему потустороннего мира и экзистенциальные размышления, «Закрыть гештальт» выглядит обычной эксцентрической комедией с неправдоподобными, а главное — лишенными какой-либо харизмы персонажами. Заявки на мистику и драму оказались неоправданными, так как в сериале полностью отсутствует напряжение, свойственное этим жанрам.

Режиссер проекта — Максим Пежемский, когда-то работавший над «Интернами», а главную роль исполнил Александр Ильин-младший, который также получил известность благодаря этому медицинскому ситкому. В «Гештальте» он играет слегка непутевого менеджера автосалона Федора, которому уже почти сорок, однако эмоционально он застрял на подростковом уровне.

Во время ссоры с женой (ее играет Анна Зайкова) Федор падает с двадцатого этажа, но не просто остается жив, а практически не получает повреждений. Сама ссора началась из-за того, что он забыл о годовщине свадьбы, а по ходу дела всплыли и другие проблемы и недомолвки. Кстати, вопрос с подарками на случай забытых праздников герой решает по оригинальному совету блогерши (Глафира Тарханова) — заранее прячет в туалете какие-то безделицы. Однако в этот раз трюк не помогает.

Зато после несчастного случая у Федора появляется способность контактировать с призраками людей, которые по какой-то причине до сих пор не обрели покой. Герой помогает им закрыть свои гештальты, а заодно, по задумке авторов, приближается к тому, чтобы наладить собственную жизнь.

Концепция сюжета линейная: каждая серия посвящена очередному «делу» Федора. Поначалу он помогает своей покойной теще (Юлия Ауг), которая преследовала его в кошмарных снах еще до обретения дара, затем встречается с родным отцом, погибшим много лет назад (Денис Власенко), ввязывается в криминальные переделки и чужие семейные драмы. Попутно Федор теряет работу и вынужден податься в таксисты, а его семейная жизнь рассыпается на глазах.

Главная слабость сериала — в предсказуемости и излишней сентиментальности этих историй. Актерская игра тоже откровенно вялая — в первых сериях задорно выглядит только Тарханова, но у нее мало экранного времени. А визуальные эффекты в сценах с призраками так нелепы, что нивелируют все претензии на мистику. Есть и откровенно неправдоподобные моменты, например, когда Федор вызывающе разговаривает с криминальным авторитетом — это никак не вяжется с характером героя.

В теории все это могло бы компенсироваться юмором, однако он в сериале тоже слабый, хотя, стоит отдать должное, не пошлый. Есть отдельные неплохие шутки — например, про погоду в Петербурге или религиозность в 90-е. Но первая серия, с которой начинаются потусторонние события, навевает исключительно мрачные мысли — и это, пожалуй, больше всего нивелирует юмористический эффект.

Главный герой олицетворяет все проблемы современного общества. И какими бы до смешного напыщенными ни были комсомольские поучения его призрачного отца, трудно не согласиться, что многие люди среднего возраста сейчас не отличаются психологической зрелостью. С одной стороны, привычка относить себя к молодежи до сорока лет приятно греет душу, а с другой — время обмануть нельзя, и чем дольше ты задерживаешься на этапе мечтаний или гештальтов, тем меньше вероятность, что сможешь их достичь и закрыть. Понятно, почему на самом деле жена героя не может позволить себе родить ребенка — ей хватает и одного. Кстати, шутки про тещу и придумка с подарками тоже выглядят по-детски.

В целом «Закрыть гештальт» мог бы походить на милую комедию, если бы его героям было чуть за двадцать. А так — это очень печальная история о людях, у которых в жизни уже вряд ли что-то существенно изменится, с какими бы сверхъестественными явлениями им ни пришлось столкнуться.

Людмила Семенова

Подпишитесь