Posted 26 августа 2022, 13:56
Published 26 августа 2022, 13:56
Modified 5 февраля, 07:08
Updated 5 февраля, 07:08
Европейцы все еще не нашли согласованного решения по «шенгенской проблеме»: отменять ли временно для россиян краткосрочные визы вовсе, вводить ли ограничения на их выдачу или оставить все как есть. Решение о том, вносить ли поправки в европейский визовый кодекс, попытаются принять на встрече глав МИД стран-членов ЕС в Праге 30–31 августа.
Однако в Москве явно ждут нового раунда санкционного противостояния. «Недружественными странами уже введено семь пакетов разного рода санкций, нацеленных на нанесение максимального ущерба экономике России, и готовится восьмой», — заявил в четверг секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев 25 августа.
Между тем, все вовсе не так однозначно, как представляется российским силовикам. Во-первых, когда говорят о «пакетах», то имеют в виду, прежде всего Европейский Союз, который пунктуально нумерует свои санкционные шаги. А вот США или, скажем, Великобритания, вводят новые ограничительные меры заметно чаще, так что, если считать пакетами, их набралось бы заметно больше. В отличие, скажем, от Японии, которая принимает санкции не так интенсивно (что, впрочем, не помешало включить ее в список недружественных для России стран).
При этом полностью международных санкций, введенных решением Организации Объединенных наций, попросту нет, поскольку Россия, как член Совета безопасности ООН легко их заблокирует. Собственно, именно поэтому в ООН практически нет никаких дискуссий на эту тему — это всем западным противникам Кремля и так понятно.
Что же касается собственно ЕС, то пресловутый восьмой пакет может быть де-факто сведен к тем самым визовым санкциям — наиболее скандальным, хотя и менее всего экономически значимым.
Уже известна, например, позиция Эстония. Министр иностранных дел этой страны Урмас Рейнсалу сообщил, что его правительство предлагает расширить санкции против России в сферах экономики, энергетики и торговли и включить в европейские санкционные списки новые компании и еще больше физических лиц.
Возможный сценарий на данный момент выглядит так: в ЕС будет достигнут политический консенсус по всему шенгенскому визовому пространству, в результате чего в отношении российских граждан введут дополнительные санкции, как это уже сделала Эстония, фактически отменив ранее выданные россиянам примерно 50 тысяч шенгенских виз и ограничив въезд для тех, кто получал визы в других странах ЕС.
Вопрос в том, что категорически против высказался уже целый ряд европейских стран, включая, например, Венгрию. Не видит смысла в полном запрете на выдачу краткосрочных виз и немецкий канцлер Олаф Шольц. Так что дискуссия на эту тему может серьезно затормозить обсуждение восьмого пакета в целом.
Тем более, что совсем недавно, 21 июля, страны Европейского Союза согласовали седьмой пакет ограничительных мер против России. Он предусматривал запрет на покупку, импорт, прямой или косвенный трансфер золота из РФ, в том числе через третьи страны. В итоге, эти санкции распространились, в том числе, на ювелирные изделия, хотя сначала считалось, что ограничения будут частичными. Дальше уже велось, по сути, уточнение ранее введенных санкций.
Расширен был перечень товаров двойного назначения, которые могут использоваться для военно-промышленного комплекса, а также усложнены уже существующие запреты, чтобы сделать невозможным обход санкций. Еще одно уточнение тогда коснулось ограничения на прием депозитов — под него попали также депозиты физических и юридических лиц из третьих стран, в которых контрольный пакет акции принадлежит гражданам или резидентам России.
Ну а для оплаты неподсанкционной трансграничной торговли теперь потребуется предварительное согласование национальных органов власти (на то, чтобы депозиты можно было вносить). Наконец, в июле также был расширен и список персональных санкций, куда попали еще 57 физлиц и организаций.
Многие эксперты еще месяц назад начали говорить, что что придумать какие-то новые масштабные санкции против России у ЕС практически наверняка не получится. Разве что с помпой утвердить запрет на покупку российского газа, но только в какой-нибудь достаточно отдаленной перспективе.
Николай Патрушев, конечно, прав в том, что восьмой пакет европейских санкций непременно когда-нибудь появится. Но вот масштаб угрозы для российской экономики переоценивать явно не стоит. Практически все уже введено в первых семи пакетах, причем, начиная с шестого, в них начали появляться заметные дыры.