Posted 25 августа 2022, 14:09
Published 25 августа 2022, 14:09
Modified 5 февраля, 07:08
Updated 5 февраля, 07:08
Росстат опубликовал результаты Экономической переписи. Она была проведена в 2020 году, но данные были обработаны лишь недавно. Так или иначе, более свежей информации о состоянии российского бизнеса все равно нет, особенно если учесть, что последний Статистический ежегодник ведомства был также выпущен в 2021 году, а сведения, представленные в нем, относятся к тому же 2020 году. Анализируя их, естественно, надо делать скидку на то, что на 2020-й пришелся пик пандемийных ограничений.
Итак, в 2020 году в России насчитывалось немногим более 2,303 млн крупных, средних и мелких индивидуальных предпринимателей, занимавшихся бизнесом без образования юридического лица. Сразу надо оговориться, что «крупные» ИП — это вовсе не те, кого мы привыкли именовать олигархами. Конечно, среди индивидуальных предпринимателей тоже есть миллиардеры, но, правда, рублевые. Если переводить их доходы в доллары, то получается тоже неплохо, но в этом случае они скорее будут подходить под определение «магнатов». То есть их состояния надо считать в десятках или даже сотнях миллионах долларов, но не в миллиардах.
«Крупняк», как несложно догадаться, зарабатывает деньги в основном на государственных контрактах и сделках с государственными органами, например, на поставках продуктов в школы, детские сады и исправительные заведения.
К этому надо добавить почти 1,437 млн средних и малых (включая микро) предприятий. По форме собственности около 1,385 млн из них относились к частным предприятиям, остальные к федеральным и муниципальным.
При этом надо понимать, что собственно средних предприятий (под это определение подпадают бизнесы, в которых работает от 100 до 250 человек) в России всего 16 тысяч — в сравнении с количеством малых предприятий, это математически ничтожная величина. Впрочем, о том, что средний бизнес у нас исчез как класс, говорилось уже давно, так что данная перепись просто в очередной раз подтвердила этот факт.
Можно сказать, что ситуация в российском бизнесе отражает обстановку в социально-экономической сфере российского общества, где на одной стороне сотня долларовых миллиардеров, а на другой — десятки миллионов наемных работников и около полутора миллионов малых бизнесменов. Правда, если верить данным Forbes, в 2022 году наших миллиардеров заметно потрепало международными санкциями. Из 123 богатейших людей, состояние которых на 2021 год превышало один миллиард долларов, в текущем году в списке Forbes осталось всего 88.
В целом, по данным Статистического ежегодника Росстата, численность всего занятого в экономике населения в России в 2020 году составляла 70,601 млн человек, что было на 1,332 млн меньше, чем в 2019 году. Из всего числа людей, занятых в экономике, 65,833 млн (93,2%) были наемными работниками разных категорий. Городских и сельскохозяйственных рабочих, как квалифицированных, так и неквалифицированных (без сферы услуг, торговли и охраны) насчитывалось 25,5 млн человек или чуть больше 36% от всех занятых в экономике.
Из оставшихся 4,768 млн (6,8%) работающих не по найму, работодателями числились лишь 951 тыс. человек (1,3% от всех занятых). Остальные из общего количества работающих не по найму россиян 3,544 млн человек имели статус самозанятых.
Согласно Статистическому ежегоднику Росстата, число иностранных работников, получивших разрешение на трудовую деятельность в России в 2020 году, по данным МВД составило 1,149 млн человек против 1,793 млн годом ранее, что, вероятно, было связанно с массовым отъездом трудовых мигрантов на родину из-за пандемийных ограничений.
Несмотря на сокращение общего числа занятых в экономике России в 2020 году, если мы сравним цифры предпринимателей и наемных работников, то увидим, что баланс остается прежним. Скажем, пропорция 93% наемных работников и 6% предпринимателей, фиксируется уже достаточно давно. То есть классовый состав в РФ за многие годы почти не меняется. С чем это связанно — с политикой правительства по отношению к предпринимательству, или это естественные процессы, сказать пока сложно. Но не исключено, что и то, и другое одновременно.
Александр Желенин