Posted 25 августа 2022, 11:54
Published 25 августа 2022, 11:54
Modified 1 февраля, 19:10
Updated 1 февраля, 19:10
В мае компания Dun & Bradstreet опубликовала результаты своего традиционного «Отчета о глобальном банкротстве» (Global Bankruptcy Report) за 2021 год. Он показал, что в большинстве экономик мира число корпоративных банкротств в прошлом году значительно снизилось. Однако аналитики не считают это однозначно позитивным явлением, предсказывая, что в течение 2022-го, когда во многих странах прекращается действие государственных пакетов по поддержке бизнеса, мир будет наблюдать всплеск банкротств предприятий.
Это значит, что в нынешнем году возрастет востребованность кризис-менеджеров, которые спасают владельцев компаний от разорения и помогают им вернуть прибыльность. Профессионалы в области кризис-менеджмента — персоны непубличные, поскольку вынуждены работать в режиме строгой конфиденциальности. О том, как они возвращают к жизни бизнесы, рассказываем на примере Касымхана Тлеугабылова — управляющего партнера фирмы KT& Partners, на счету которого более 30 успешных проектов по оптимизации и реструктуризации предприятий в разных странах.
Выпускник Финансовой академии при Правительстве РФ Касымхан Тлеугабылов работал на руководящих должностях во многих российских и международных производственных компаниях. С задачами кризисного менеджмента, экспертом в решении которых он сейчас является, впервые столкнулся в CCC Saipem — это компания-оператор крупнейшего нефтегазового месторождения Карачаганак в Казахстане. В число обязанностей входили контроль и поиск путей оптимизации затрат и процессов. Свою следующую должность — исполнительного директора экструзионного производства — Касымхан занял уже в качестве кризис-менеджера.
«Приглашали меня провести оптимизацию. Но в реальности оказалось, что заводу требуется кризисное управление. Он находился в глубоком операционном убытке, отсутствовал портфель заказов, были долги по зарплате более чем за год, людям нечем было кормить детей, не знали, на что жить, большие накопленные долги по налогам, по энергетике, судебные иски, проверки прокуратуры…» — вспоминает ситуацию Касымхан.
За шесть месяцев он провел полный цикл кризисного управления, выведя предприятие из убытков, подняв продажи в четыре раза, выплатив все долги по зарплатам и реструктуризировав другие задолженности. Касымхан Тлеугабылов успешно закрыл сделку выходом из проекта через продажу завода стратегическому инвестору. С тех пор все его проекты связаны с оптимизацией производств и кризисным управлением.
В 2019 году Касымхан Тлеугабылов занял место управляющего партнера в фирме KT&Partners, выполняющей функции сторонней управляющей компании. Ее офис находится в Стамбуле, свои проекты KT&Partners ведет по всему миру.
Задачи, которые решают Касымхан Тлеугабылов и команда под его руководством, — выявление недооцененных компаний с плохим качеством управления, а затем проведение в них оптимизации процессов управления и реструктуризации процессов производства, финансового и кадрового управления. Результат усилий, которые обычно занимают 6–12 месяцев, — устранение потерь, остановка убытков и рост капитализации. Далее возможны два сценария: либо хозяин предприятия, выведенного в «зеленую зону», в которой ему уже не угрожает банкротство, возвращается к управлению им, либо команда Касымхана Тлеугабылова находит покупателя и продает бизнес.
Другая часть работы Касымхана — проекты по внутреннему аудиту системы управления в интересах владельцев, которые не участвуют в оперативном управлении. Он не раз выявлял размер реальных доходов и убытков компаний, причины потерь бизнеса, показывал клиенту пути выхода из ситуации и давал оценку уровня назначенных управленцев.
«Один серьезный человек еще в 1990-е приобрел небольшое кондитерское производство и отбыл к морю на постоянное место жительства, — вспоминает характерный случай Касымхан. — Много лет он регулярно получал деньги, не интересуясь, как идут дела, а затем решил проверить менеджмент. Я проверил. Оказалось, они отправляли ему только 20% от прибыли, а 80% оставляли себе. Дальше уже он сам решал, что ему делать».
За время своей работы в области кризис-менеджмента Касымхан Тлеугабылов успешно завершил более 30 проектов кризисного управления и реструктуризации производственных компаний и сделок M&A (от англ. mergers and acquisitions — слияния и поглощения). Среди них проекты в таких индустриях, как металлургия, экструзионное производство, строительство, логистика, упаковка, производство продуктов. Региональный охват — от городов России (Москва и Московская область, Калуга, Санкт-Петербург, Новгород) до Казахстана (Алматы) и Турции (Стамбул).
Результативной работе способствует аналитический подход: в основе решения каждого кейса лежат авторские методики Касымхана Тлеугабылова, которые он разрабатывает и совершенствует на протяжении многих лет. «Методика расчета критериев оценки и расчета оптимальной штатной численности организационной системы» и «Методика расчета критериев функциональной эффективности и стоимости процессов для оптимизации операций промышленных организаций», разработанные в 2017 и 2022 годах и имеющие авторские свидетельства, применяются во всех без исключения проектах, которыми руководит Касымхан.
Задача любой оптимизации в компании, объясняет кризисный менеджер, — без потери качества снизить материальные, временные либо финансовые затраты, которые возникают в ходе рабочего процесса. Главная функция любого процесса — требуемый полезный результат. Это то, ради чего процесс, собственно, и существует. На его достижение, по статистике, работники в среднем затрачивает только до 20–24% рабочего времени. На вспомогательные функции уходит до 30%. Что касается оставшихся 50%, а то и больше рабочего времени, — это чистые потери. Суть методик, разработанных Касымханом Тлеугабыловым, заключается в тщательном анализе и перестройке рабочего процесса, в результате чего вспомогательные функции минимизируются, а излишние — полностью исключаются. Любой кейс команда под руководством Касымхана начинает со сбора большого массива статистических данных, касающихся процесса работы на конкретном предприятии, а затем обрабатывает его по алгоритмам.
Как пример — его проект по оптимизации процессов на российском заводе по производству стройматериалов, в результате которого кризис-менеджеру и его команде удалось добиться снижения общих расходов на 34%. Сделано это было без инвестиций, лишь за счет изменения порядка выполнения рабочих операций. Усилиями Касымхана Тлеугабылова и его команды за пять месяцев это предприятие было выведено из убытков, а за два года были закрыты все долги.
В среднем же результативность применения авторских методик Касымхана — сокращение расходов от потерь на 30–65%, снижение брака и отходов до15%, снижение временных затрат персонала на выполнение операций на 17%.
Свои методики Касымхан Тлеугабылов не только применяет в собственной практике, но и популяризирует среди коллег, которым они также могут оказаться полезными. Разработкам посвящены публикации в научных изданиях Journal of Monetary Economics and Management, «Инновации и инвестиции», «Экономика строительства», «Финансовые рынки и банки», одобренных Высшей аттестационной комиссией (ВАК), и доклады, которые Касымхан делал на российских и международных отраслевых конференциях в Москве, Киеве, Алматы. Сейчас он пишет книгу об оптимизации процессов управления, где рассказывает о собственных разработках в контексте методик, применяющихся на практике в крупнейших индустриальных компаниях мира.
«Это книга для практиков, моих коллег. Мотив к ее написанию — желание ввести в обсуждение идею о модели организации как активной системы, — объясняет Касымхан, — а также собрать воедино информацию, которая может быть полезна в работе другим специалистам».
Оценкой профессиональных заслуг Касымхана Тлеугабылова можно считать его членство в Ассоциации профессиональных директоров АНД — крупнейшей российской организации такого рода, объединяющей более 1200 директоров и управленцев публичных, частных и государственных компаний. Как руководитель Касымхан считает своими приоритетными задачами не только результативную работу команды, но и создание благоприятной атмосферы среди подчиненных — доброжелательной и одновременно рабочей.
«Суть моего подхода в том, что сотрудники в первую очередь — люди, и часть моего функционала как руководителя — забота о каждом из них. Я всегда знаю, сколько на производстве сотрудников с детьми и какого возраста эти дети, есть ли у кого-то проблемы со здоровьем, сколько одиноких, есть ли иждивенцы, какие есть поводы для продвижения. Забота о людях — обязанность любого руководителя», — говорит Касымхан Тлеугабылов.
Несмотря на глобальную технологизацию, успех любой компании сегодня зависит не только от внедрения новейших разработок, использования искусственного интеллекта и интернета вещей, но и от умения учитывать запросы сотрудников, уверен Касымхан. Многие руководители, особенно родом из 1990-х, по-прежнему пытаются управлять подчиненными как технической системой, считая их не более чем функцией, однако в действительности люди всегда имеют свои цели и желания, которые руководителю очень важно учитывать.
В планах Касымхана Тлеугабылова — продолжить разработку методик управления в активных системах, в которых технологическим инновациям и человеческому фактору будет уделяться равное внимание. Его собственный опыт кризис-менеджера и руководителя свидетельствует о том, что понимание и использование двух этих движущих сил — залог успеха в современном бизнесе.
Андрей Михайлов