Posted 22 августа 2022, 18:32

Published 22 августа 2022, 18:32

Modified 1 февраля, 19:08

Updated 1 февраля, 19:08

Telegram-канал «Мастер пера». Подобные демарши нежелательны для системы

22 августа 2022, 18:32

История с отречением сенатора Исакова от собственной дочери за ее критическое отношение к спецоперации и государственному курсу не только выпукло демонстрирует глубину охвативших страну противоречий, но и подчеркивает особый драматизм внутренней ситуации, сложившейся к полугодию СВО, и активной фазы противостояния с Западом.

До сих пор считалось, что отречение от родственников по политическим мотивам кануло в Лету еще в 1953 году, когда закончился непростой исторический период, нередко требовавший выбора между интересами семьи и системы. Однако выходит, что вопрос опять поставлен ребром, хотя на этот раз уже и не по указанию сверху, а по инициативе из элитных рядов, у которых оказалась крепка генетическая память.

Конечно, в отличие от прежних времен, отказ отречься от «неправильной» родни сегодня не означает автоматического преследования и проблем с карьерой. Взять именитого актера и режиссера Владимира Машкова, который не стал отрекаться от своей дочери Марии, уехавшей за границу и оттуда заявившей о своем несогласии с курсом и российским проектом на Украине. Никто после этого Владимира Машкова не осудил, из театральных худруков не изгнал, фильмов с его участием не запретил.

Казалось бы, как писал еще Пушкин, «его пример — другим наука», но сенатор Исаков решил пойти своим путем, чтобы то ли политически подстраховаться, то ли обострить повестку. В итоге вполне патриотический демарш члена Совета Федерации оказался неожиданным и нежелательным для системы, поскольку слишком явно проводит аналогию с наследием мрачных времен, когда дети для своего спасения были вынуждены отказываться от репрессированных отцов, а отцы — от заподозренных в измене детей.

Бесспорно, нынешняя геополитическая ситуация тоже провела свой водораздел, а «красные линии» противоположных позиций порой прошли по коллективам, домам и семьям. За минувшие шесть месяцев каких только не было сообщений с примерами того, как из-за большой политики повздорили родственники, живущие в России и на Украине, а то и в одной квартире, где отец смотрит госканалы по ТВ, а сын — исключительно интернет.

Внутрисемейные споры до хрипоты и драки на почве различных партийных предпочтений не были редкостью в стране и раньше, когда одна часть семьи голосовала за ЛДПР, а другая — за КПРФ или партию власти. Однако до отречения отцов от детей и мужей от жен до сих пор все-таки дело не доходило, а тем более в таком показательном виде и на такой высоком законодательном уровне, как это произошло в случае с сенатором Исаковым. Провластного инициативника, слишком буквально воспринявшего дух новой эпохи и перегнувшего палку, уже осадили однопартийцы и товарищи по законодательному цеху.

Но волна оказалась запущенной, тема глубоко зашла в народ, способствуя рискам превратного понимания того, какие традиции и в какой степени следует заимствовать у героического прошлого. «Неправильную повестку», заданную сенатором Исаковым, смогла перебить только трагедия с подрывом автомобиля дочери известного философа и лидера Евразийского движения Александра Дугина, которая акцентировала совсем другую формулу взаимоотношений между поколениями, где дочь — за отца, а отец — за дочь. А казус сенатора Искакова на этом фоне можно считать в значительной степени исчерпанным.

Telegram-канал «Мастер пера» — для Telegram-канала «Кремлевский безбашенник»

Подпишитесь