Posted 22 августа 2022, 14:18
Published 22 августа 2022, 14:18
Modified 30 ноября, 07:06
Updated 30 ноября, 07:06
Власти Петербурга объявили о материальной поддержке двадцати восьми негосударственных театров. Общая сумма не так уж и велика — менее 75 млн рублей. Причем счастливыми обладателями субсидий «на постановку и показ спектаклей» смогли стать далеко не все коллективы (в городе их почти семьдесят).
О том, насколько существенна государственная поддержка и что еще помогает выживать негосударственным театрам Петербурга, «Росбалту» рассказала заслуженная артистка России, художественный руководитель театра «Комик-трест» Наталия Фиссон.
Полностью беседу можно послушать в подкасте «Включите звук».
— Насколько существенна для негосударственных театров поддержка бюджетной субсидией?
— Честно говоря, я просто не представляю себе, как наш театр выжил бы без нее в нынешних условиях. И я думаю, что многие хорошие театры, не только наш, исчезли бы с карты города, не получив материальной поддержки. Хотя, в прежние годы субсидии получали то тридцать восемь театров, то сорок два. Жаль, что этот список сокращается.
Петербург интересен и известен не только государственными театрами. На международных и российских фестивалях все чаще получают разнообразные награды именно коллективы, не находящиеся на бюджетном финансировании. А сравнивать жизнь театров государственных и негосударственных просто нельзя. Мы работаем в малых формах, не имеем рекламных бюджетов и больших административных структур.
Причем выделяют субсидию таким образом: сначала не более 50% и только по закрытию проекта выплатят то, что осталось. Поэтому театр сначала вынужден вкладывать свои средства, не зная заранее ответа на вопрос, окажет ли город материальную поддержку.
Так мы ушли в минус в 2021 году, когда не получили субсидию на благотворительный проект «Театр доступная среда». Но поскольку «Комик-Трест» занимается им с 2008 года, было просто невозможно бросить наших подопечных — людей с ограничениями по интеллекту. Для них очень важно общение с обычными людьми, выступление перед зрителями нашего театра, а не только у себя в реабилитационном центре. И мы продолжали проект за свой счет.
— А гранты? Реально ли получать их негосударственным театрам?
— Очень сложная история, нужно потратить два месяца жизни, чтобы собрать документы на грант и качественно его оформить. И не факт, что в итоге вы получите средства! Когда вы пишете грант, весь театр должен встать и заниматься им. Или нужен отдельный человек, который будет специализироваться только на грантах.
— А может ли негосударственный театр сегодня существовать на самоокупаемости?
— Для меня таким примером выступает театр «КУКФО», который иногда выходит на самоокупаемость. Наверное, есть и другие примеры, но я не думаю, что кто-то может постоянно жить за счет выступлений. У нас это не получается вовсе. Сегодня театр — дорогое удовольствие, он не может быть прибыльным. И если в нынешних реалиях всех поставить на самоокупаемость, я боюсь, театров резко станет меньше.
Например, в нашем уникальном жанре от артиста требуется много дополнительных навыков (владения пластическими жарами, пантомимой, жонглированием, умением быстро сымпровизировать, поменять место в зависимости от ситуации со зрителем и так далее). Нельзя просто пригласить артиста из другой труппы, как это часто бывает в антрепризах. А если человек долго будет получать маленькую зарплату, он не выдержит и уйдет, что станет настоящей трагедией для театра.
— А куда подевались все спонсоры? Или коммерческим структурам выгодны лишь статусные вложения, и одно дело фигурировать на афишах академического театра, а совсем другое — помогать маленькому творческому коллективу?
— Совершенно верно. Быть спонсором БДТ, МДТ или Мариинского и помогать «Карлссон Хаусу» или «Комик-Тресту» — очень разные истории.
В начале золотых 2000-х нас поддерживали. Причем большинство спонсоров просили нигде не указывать их имена. То есть речь шла о настоящих меценатах.
В 2011 году город обещал подарить нам на 20-летие микроавтобус. А в итоге тогдашний председатель Комитета по культуре вынес на юбилейную сцену красивую и пустую золотую раму. Что это был за знак, мы так и не поняли. Но в покупку автобуса пришлось вложить свои деньги, и без помощи частных лиц мы бы не обошлись. Кроме того, наш художественный руководитель Вадим Фиссон сидел в инвалидной коляске, и именно спонсоры помогли переделать автобус для человека с физическими ограничениями.
— Есть ли у «Комик-Треста» свой дом?
— У нас есть собственная площадка. Однако сложность в том, что как-то переделать ее мы не можем — КУГИ выделил нам помещение в историческом здании. Хотя это все равно счастье, что в свое время мы успели собрать гигантскую сумму и отдать ее под аренду на несколько десятков лет. Для меня невероятно, как выкручиваются театры, арендующие помещения на коммерческих основаниях!
— Я так понимаю, что существует возможность соцнайма, но найти помещения, подходящие для театра на его условиях практически нереально.
— И наше помещение когда-то было сильно разрушено. Тогда нашлись люди, которые помогли с ремонтом. Жизнь театра — это ведь не только спектакли, не только творчество. Существует огромное количество организационных и бытовых вопросов. К сожалению, те люди, которые нам помогали, сегодня сами оказались в очень сложной экономической ситуации.
— Но, может быть, это плата за свободу? Вы вынуждены крутиться, но зато никто не навязывает вам, что и как делать.
— Я скажу так: раньше мы ценили свободу и понимали, за что бьемся. Но раньше у нас получалось сводить концы с концами. В последнее время это невероятно сложно. И «Комик-Трест» еще с 2011 года вел разговоры с комитетом, чтобы стать государственным. Но нам всегда отвечали, что это практически нереально.
Мы предлагали и другую схему — объединение театров в арт-резиденции, творческие союзы. Чтобы скоромные маленькие театры не существовали отдельно, и коллективы, связанные жанрово, можно было бы посадить под одну крышу. Было бы всем выгодно: общая сцена, общие репетиционные помещения, помещения для хранения. Театры играют свои спектакли в очередь, и каждому из них не нужно содержать свою административную структуру, она общая для всего объединения.
Такие примеры есть на Западе. Мы несколько лет назад обсуждали это с Комитетом по культуре, с разными его председателями. И Бурову, и Панкратову идея нравилась, но реализовать ее оказалось невозможно юридически.
— Все учреждения культуры пострадали от пандемии. После вынужденного простоя театральный рынок восстановился?
— Нет, что-то нарушилось после пандемии. Сначала все бросились в театр, а потом произошел отток зрителя. Теперь мы живем в каком-то новом мире. Причем мне кажется, что это началось задолго до пандемии: с 11 сентября, когда падали небоскребы. И дело не только в политике. Нам нужно пересматривать многие вещи, в том числе экономические и культурные аспекты.
Вот мы вошли в систему уличных театров. И только теперь на практике узнаем, как такой театр организовать технически и художественно. Или еще пример: одним из самых популярных у нас стал спектакль в стиле квартирника «Опа, вечеринка». Там в финале зрители оказываются вместе с артистами за столом, так же, как раньше ленинградцы собирались на коммунальных кухнях. Собрать же публику на привычный клоунский спектакль сейчас очень сложно…
И я завидую молодым, которые выросли в новые времена. У них на ровном месте получаются фантастические вещи. Например, на Лиговском проспекте две молодые девчонки с нуля создали театр, поставили свой спектакль и каким-то образом выкручиваются, собирают зрителей.
Есть творческое пространство на канале Грибоедова, организатор которого ухитряется содержать зал на 25 мест, потому что соседнюю комнату сдала под магазинчик, а фойе под «кофе с собой». Театр живет на средства от этой аренды-субаренды, и там проходят хорошие спектакли.
Это все примеры совершенно фантастического подхода, когда искусство живет за счет новых схем. Оно не сильно зависит от государства, но сводит концы с концами.
Беседовал Антон Гарнов