Очередная годовщина ГКЧП. Большинство рефлексируют по событиям трех дней 19–21 августа 1991 года. Но так как история России закольцована, интересно и поучительно посмотреть не на финал разрушения СССР, а на причины, приведшие к этому. Если кратко, то этих причин было несколько: саботаж среднего уровня начальников, нигилизм интеллигенции и национализм окраин.
Самым уязвимым звеном в иерархиях СССР оказался окраинный национализм. Среднее начальство можно подкормить, интеллигенции — дать личные свободы и/или вертикальные лифты во власть, но с национализмом поделать ничего нельзя. Национализм очень сильно врастает в местные социумы.
В позднем СССР были три очага такого национализма — прибалтийский, украинский и кавказский (был и русский, но очень незрелый; кстати, Ельцин в начале своей борьбы разыгрывал и карту русского национализма).
Все три национализма были зрелые, агрессивные. Украинцы и прибалты до начала 1960-х с оружием в руках боролись за него (плюс опыт лагерных восстаний начала 1950-х). Армяне в 1970-е дошли до массового террора (взрыв в московском метро). А последний спецназовец немецкого абвера Хасуха Магомадов был убит в Чечне с оружием в руках лишь в начале 1970-х.
В 1980-е были живы и полны сил украинские бандеровцы и прибалтийские лесные братья (например, мужчины, родившиеся там в начале 1930-х и воевавшие с советской властью в начале 1950-х, в 1980-е не были еще пенсионерами).
При ослаблении советской власти с началом Перестройки все три очага национализма тут же вышли наружу, быстро захватив идейно и свои социумы. Началось с саботажа (например, с отказа отправлять налоги и товары из своих республик) и быстро закончилось требованием выхода из состава СССР. Этот процесс занял буквально пару лет. Центр попытался огрызнуться — в Литве и Тбилиси пролилась первая кровь. Москве быстро стало понятно, что при дальнейшем нажиме дело закончится уже не малой, а большой кровью. При декларировании «общечеловеческих ценностей» Горбачев не решился на такой шаг.
Урок из этой истории простой: любые национализмы — первые и главные душители многосоставных, федеративных государств и тем более империй.
Павел Пряников, журналист