В российских СМИ обсуждается заключение Польшей контракта с Южной Кореей на приобретение сразу одной тысячи танков К2 «Черная пантера», которые производит компания Hyundai Rotem. K2 называют единственным танком четвертого поколения в мире, стоящим на вооружении конкретной страны и одной из лучших боевых машин в своем классе.
В то же время, некоторые эксперты высказывают мнение, что южнокорейские танки не соответствуют стандартами НАТО, что может привести к проблемам для польской армии.
Кроме того, министр национальной обороны Польши Мариуш Блащак ранее сообщил, что Варшава заключила с Сеулом соглашение о поставке также более 600 гаубиц К9 и трех эскадрилий (48 самолетов) южнокорейских учебно-боевых истребителей FA-50. Эта техника, как сообщается, должна заменить Польше вооружение советских образцов, в том числе, в связи с передачей части его Украине.
О том, почему Польша выбрала именно «Черную пантеру», обозревателю «Росбалта» рассказал военный эксперт Павел Фельгенгауэр.
— Почему Варшава решила закупить новые танки именно у Южной Кореи, а не у тех же Соединенных Штатов?
— Южнокорейцы делают довольно интересное и серьезное вооружение. Прежде всего, конечно, для себя, для возможной, как там считают, войны с КНДР. Помимо танков К2, Польша будет покупать у Южной Кореи и ее самолеты FA-50, и очень хорошие самоходные гаубицы К9. Кроме того, южнокорейцы производят весьма неплохие противотанковые ракеты — вполне на уровне американских и израильских образцов подобного рода.
— Что-то вроде FGM-148 Javelin?
— Да. Или израильского Spike. У Южной Кореи вообще достаточно серьезный военно-промышленный комплекс. До этого у нее были контракты на поставки техники, заключенные с Азербайджаном и Турцией, а теперь она вот смогла прорваться на европейский рынок.
— В российских СМИ публикуют мнение некоего американского эксперта, который утверждает, что покупка Польшей, как страной-членом НАТО, военной техники у Южной Кореи приведет к проблемам. Он утверждает, что южнокорейская техника не совместима со стандартами НАТО и полякам помимо прочего придется налаживать отдельные цепочки поставок для этой техники. Согласны вы с этим?
— У американцев вся техника стандартизирована, а у южных корейцев, в свою очередь, вся их военная техника, включая калибры орудий, стандартизирована под США. В Южной Корее, как известно, размещены американские войска, все южнокорейские офицеры говорят по-английски и готовы в любой момент воевать плечом к плечу с американцами. Так что все их вооружения, повторю, стандартизированы под американскую технику, а значит, и под технику НАТО.
— Закупка Польшей тысячи южнокорейских танков — вообще очень серьезная сделка. Как она будет осуществлена, так сказать, физически?
— Часть машин поляки непосредственно закупят у Сеула, но в основном с помощью корейцев будет развернуто совместное производство этих танков в Польше.
Одновременно поляки закупают и американские танки Abrams и немецкие Leopard 2A4. Правда, эти немецкие «Леопарды» не самые современные, времен «холодной войны», это, конечно, не то, что более современный, 2010 года Leopard 2А7+.
Тут дело в том, что корейцы просто обещают наладить производство быстрее, чем немцы. В Германии с этим сложности и технологические, и бюрократические, поэтому скорой организации производства Польше они не обещают. А поляки хотят развернуть его максимально быстро, потому что считают, что угроза войны велика и надо спешить.
Беседовал Александр Желенин