Председатель правительства РФ Михаил Мишустин поручил Минтрансу, РЖД и Ростуризму проработать вопрос распространения действующей программы внутренних чартерных авиаперевозок на железнодорожный транспорт. Глава правительства отметил, что запуск чартерных авиаперевозок внутри страны дал возможность туроператорам формировать пакетные туры и привлекать людей в самые заповедные места страны, и назвал идею распространить ее на ж/д-транспорт очень интересной, пишет «Интерфакс». Напомним, что на программу для авиа-чартеров власти уже выделили деньги в бюджете на ближайшие три года: больше 1 млрд рублей в год. Что может представлять собой чартерная программа для железнодорожного транспорта, и что она сулит пассажирам, «Росбалт» спросил у экспертов отрасли.
Зачем понадобилось вводить чартеры на железной дороге
«Про чартерную железнодорожную программу громче заговорили, когда закрылся ряд аэропортов на юге России. Билеты на регулярные поезда раскупили моментально на два-три месяца вперед, поэтому туроператоры выдвинули просьбу выделить им отдельные поезда, чтобы они могли формировать пакетные туры — отель плюс проезд, например, в Крым. Ведь сделать это без специально выделенных под туроператоров составав, очень проблематично», — отметила руководитель департамента туров Travelbelka.ru Диля Демиденко.
Программа ж/д-чартеров будет способствовать увеличению туристического потока на российские курорты и обеспечит более комфортные условия приобретения туристического продукта, считает вице-президент и руководитель комитета по внутреннему туризму Ассоциации туроператоров России (АТОР), член правления Российского союза туриндустрии Илья Уманский. «Чартерная перевозка позволяет людям экономить за счет приобретения пакетного предложения: когда вы помимо билетов туда и обратно берете определенное количество туристических услуг на месте, вы получаете пакет с гарантированными и заранее предоплаченными сервисами, и все это формирует иную себестоимость. Туроператорам удобнее оперировать большими объемами, например, резервировать большие автобусы под трансфер или экскурсионную программу — вместо того, чтобы оказывать услуги каждому в отдельности. И на больших объемах всегда достигается большая эффективность и меньшая стоимость. Поэтому потребитель выигрывает в цене, в доступности, в том, что эта услуга заранее зарезервирована для него. Кроме того, он может купить в одном месте комплексный туристический продукт», — отметил собеседник «Росбалта».
Иными словами, чартерная программа даст возможность туроператорам формировать пакетные туры, которые обеспечат удобство приобретения, хорошую цену и гарантию получения услуг, считает он.
Сколько россияне смогут сэкономить на ж/д-чартерах
Насколько дешевле россиянам обойдутся чартеры, пока говорить сложно, отметил Уманский. «Опыт показывает, что за счет пакетирования и формирования комплексного продукта экономия может доходить до 20%. Но это усредненный показатель. На практике все будет зависеть от направления, от сезонности, от типа продукта. Например, в этом году чартерные рейсы в пакетных турах могли бы быть очень актуальны для направлений Черноморского побережья, где отсутствуют авиаперевозки. Там экономия могла бы быть более привлекательной, чем если бы туристы брали какой-то сложный продукт: путешествие с большим количеством компонентов — трансферы, гостиницы, музеи, экскурсии», — отметил он.
В Travelbelka.ru тоже считают, что, если чартерную программу для ж/д транспорта реализуют, россияне смогут хорошо сэкономить на путешествиях. «Люди смогут приобретать пакетные туры — проживание плюс проезд в обе стороны — дешевле, чем, если бронировать все самостоятельно по отдельности, так как чартерные перевозки, как правило, выходят дешевле по стоимости, чем регулярные. Если сравнивать с авиа-чартерами, то цена чартерного ж/д-проезда, в среднем, может быть дешевле на 30-40%», — отметила Демиденко.
Что получат в результате запуска чартерной программы РЖД и турфирмы
Вместо того, чтобы перепродавать то, что можно купить и без них, туристические компании получат возможность формировать уникальные авторские туры, и тем самым повышать свою привлекательность для туристов, считает Уманский.
Для РЖД, по мнению эксперта, чартерная программа может стать дополнительным каналом сбыта. «Мне сложно говорить за РЖД. Возможно, им это совсем не интересно. Но я знаю, что в этом точно заинтересовано государство, которое сейчас активно разбирается в вопросах развития внутреннего туризма и ищет новые способы для того, чтобы простимулировать рост туристического потока. Вообще, внутренний туризм для государства — очень выгодная история, потому что он стимулирует развитие большого количества отраслей — транспорт, гостиничный бизнес, общепит, сфера услуг. Развитие туризма дает серьезный мультипликативный эффект. Государство заинтересовано в этом. Я думаю, РЖД тоже важно, чтобы максимально плотно и заранее гарантировано загружать свои мощности», — отметил собеседник агентства.
А вот по мнению Демиденко, для РЖД запуск чартеров вряд ли что-то изменит. «Спрос на регулярные рейсы не упадет. Юг России и во времена открытых аэропортов пользовался сумасшедшим спросом в сезон», — отметила она.
Также не стоит забывать, что внутренние авиа-чартеры субсидируются государством. Не исключено, что на запуск нерегулярных рейсов по железной дороге правительство тоже выделит деньги из федеральной казны.
Что будут представлять собой железнодорожные чартеры
Система будет устроена следующим образом: россияне покупают в турагентствах билеты на чартеры в рамках пакетных туров, а турагентства выкупают у РЖД вагоны и целые составы, чтобы обеспечить перевозки в рамках этих туров.
«Чартерная ж/д-программа предполагает поезда или вагоны, выделенные специально для туроператоров. Их запускают для того, чтобы компании могли формировать с ними пакетные туры. Поэтому в розничной продаже, вне пакетных туров, приобрести билет на них будет невозможно. Как правило, билеты на чартеры продаются отдельно от тура только в том случае, когда туроператор не распродал все туры и у него остались свободные места», — отметила Демиденко.
По словам Уманского, палитра форматов взаимодействия туристической отрасли с железнодорожниками огромна. «Турфирмы могут выкупать либо определенное количество мест в поездах, либо целые вагоны или даже составы, если предполагается большой поток туристов. Речь может идти даже об объединении нескольких туроператоров для выкупа составов на большие группы туристов».
Собеседник агентства уточнил, что у РЖД есть регулярные маршруты, обозначенные в расписании, и есть дополнительные маршруты. «Я имею в виду рейсы, которые ставятся специально под конкретного заказчика», — отметил он. Иными словами, по мнению эксперта, чартерная программа, скорее всего, будет реализована в формате запуска дополнительных поездов под одну или несколько турфирм, и ситуаций, когда туристические компании раскупили бы все билеты на текущие рейсы, например, в Сочи, не будет.
Какие трудности могут возникнуть в ходе реализации этой идеи
«Насколько я знаю, реализовать дополнительные поезда всегда сложнее, чем самолеты, особенно в сезон, когда составов по популярным маршрутам отправляют по максимуму. Связанно это с тем, что найти свободные окна на путях для отправления еще и чартерных поездов, становится все сложнее. Чартерные рейсы могут пустить по каким-то „кривым“ маршрутам, что увеличит время пути», — отметила Демиденко.
Однако, по мнению Уманского, планирование маршрутной сети и подвижного состава — это чисто техническая задача на стороне РЖД, решить которую им по плечу.
«В процессе реализации этой идеи может быть много технических нюансов, поскольку сейчас вопрос находится в проработке и требует консультаций со специалистами. В каком виде будет подаваться бронирование, в каком виде нужно будет предоставлять документы, будет ли возможность бронировать туры ближе к заезду, делать остановки под заказ, подсаживать пассажиров по пути следования — все это надо обсуждать и договариваться. Пока очень много непонятного. Но каких-то блокирующих проблем, которые окажутся нерешаемыми, я лично не вижу», — отметил Уманский.
Куда могут пойти железнодорожные чартеры
Петвые чартеры могут запустить на массовых туристических направлениях, поскольку там рынок сбыта точно существует, считает Уманский. Это и Черноморское побережье, и Кавказские Минеральные Воды. «Также запустить чартерную программу было бы вполне реально в Карелию, которая тоже привлекает туристов. За счет того, что дорога из Москвы занимает всего около суток, это может быть вполне реализуемое направление», — отметил эксперт.
Кроме того, по словам собеседника агентства, нерегулярные туристические рейсы могут пустить на какие-то отдельные направления, где сейчас есть проблемы с авиацией. «Не стоит забывать, что не все направления у нас охвачены авиаперевозками, не на всех направлениях это удобно. Например, „туристические поезда“, очень похожие по своей сути на чартерные, ходили до Великого Устюга. Понятно, что в этом направлении авиасообщение — не самый комфортный вид транспорта ввиду отдаленности от аэропорта, поэтому большое количество туристов едет именно по железной дороге. Наличие гарантированной железнодорожной перевозки в совокупности с гарантированным проживанием было бы хорошим туристическим предложением», — отметил Уманский.
Сколько времени может понадобиться на воплощение этой идеи
По мнению Уманского, запуск железнодорожных чартеров не потребует много времени. «Если государство поручит реализовать эту задачу быстро, ее выполнят в самые сжатые сроки, и уже в следующем туристическом сезоне, возможно, по железным дорогам поедут чартерные поезда», — отметил он.
По словам эксперта, несколько лет назад в России уже пытались наладить такую практику: «условно чартерные» поезда тогда ходили в Сочи, правда, недолго. Даже сейчас, отметила в свою очередь Демиденко, у РЖД можно заказать поезд для всей своей компании или для перевозки детей в летний лагерь — только дети и ответственные лица, никого лишнего.
«Идея в целом вполне реализуема, но пока мне видится это в малых масштабах, пару поездов в неделю или вагоны на регулярных рейсах отданные под нужны туроператоров, но вряд ли в сезон, когда составы и так нагружают по полной», — считает представитель Travelbelka.ru.
Анна Семенец