16 августа Верховная рада Украины единогласно продлила военное положение и мобилизацию еще на 90 дней — до 21 ноября. Сразу вслед за этим украинский парламент увеличил расходы на оборону почти на 30%, таким образом они выросли в этом году до 1,2 триллиона гривен ($32,6 млрд). То есть пока российское руководство говорит, что специальная военная операция развивается полностью по плану, его оппоненты в Киеве готовятся к долгим боям.
Позиция украинской стороны по переговорам с Россией ужесточилась — это стало понятно 9 августа, когда в испанской El Pais вышло интервью советника главы офиса президента Михаила Подоляка. По его словам, прежнее условие для переговоров — вывод российских войск на границы по состоянию на 24 февраля — изменилось. Теперь «сначала — тактическое поражение России, затем — выход за международно-признанные границы Украины, то есть границы 1991 года», сказал он. Иначе говоря, без выхода РФ из Крыма и Донбасса мирных переговоров Украина вести не будет. По крайней мере, так заявляется. И это не личное мнение чиновника, а вполне официальная позиция руководства страны.
Она опирается на социологию (другой вопрос — можно ли доверять результатам опросов в условиях военного положения). 11 августа опрос Центра аналитических исследований (CISR) показал: 98% украинцев верят в победу и 91% одобряют работу президента Зеленского. Кроме того, 64% опрошенных уверены, что Украина сохранит все территории, которые она имела в 1991 году, и только 14% считают, что удастся вернуть лишь то, что контролировалось Киевом до 24 февраля нынешнего года. Кроме того, 72% респондентов поддержали бы вступление Украины в НАТО — это на 13% больше, чем было в мае.
При этом Москва все еще пытается склонить Киев к миру. 13 августа директор департамента Северной Америки МИД РФ Александр Дарчиев заявил, что Вашингтон во избежание поражения должен заставить Зеленского вернуться за стол переговоров, и это стало бы лучшим решением для США.
11 августа еще более обстоятельно, чем Подоляк, позицию Украины изложил министр обороны Алексей Резников. Он заявил, что единственно возможным территориальным компромиссом с Россией является выход Украины к границам 1991 года. Боевые действия, по его мнению, закончится победой украинцев и их союзников, а «деоккупация» будет проходить постепенно. И добавил, что Москва будет обязана выплатить репарации за все «разрушения и преступления». «Шанс для переговоров с россиянами есть только при условии, что за столом сидят и наши партнеры. Потому что вести разговор с россиянами и получить „Минск-3“ нет никакого смысла», — подчеркнул Резников. Он также заявил, что Украина может и будет использовать западное оружие для возвращения своих территорий.
Таким образом, Киев — вслед за Москвой, где ранее также заявляли об ужесточении условий для примирения, — демонстрирует готовность повышать ставки. В частности, украинское руководство много говорило о якобы планируемом наступлении на Херсон, о том, что город скоро отвоюют, как и Мелитополь, — а там и Мариуполь. Правда, лишенный еще в июле украинского гражданства бизнесмен и глава штаба теробороны Днепра Геннадий Корбан заявил, что военное руководство на самом деле врет и никакого наступления на Херсон не предвидится. В ответ уже упоминавшийся Подоляк все объяснил, сказав, что «военные хитрости» еще никто не отменял. Впрочем, пару дней спустя тема «скоро наступаем на Херсон» вновь появилась в украинском медиа-пространстве.
Подбодрило украинцев и новое заявление патриарха американской внешней политики Генри Киссинджера. Еще несколько месяцев назад он считал, что Украина должна признать, что Донбасс и Крым, по сути, являются российскими территориями, и их возвращение в состав Украины — агрессия против России. Теперь же Киссинджер говорит совсем другое. В интервью ZDF он заявил, что Украина не должна идти на территориальные уступки. «Отказ от украинской территории не должен быть одним из условий, которые мы можем принять», — сказал Киссинджер. В том же интервью он заявил: «Сейчас я считаю, что так или иначе, формально или нет, к Украине нужно относиться как к члену НАТО».
Между тем линия фронта уже много недель почти не движется, хотя о занятии новых населенных пунктов в Донецкой области (ДНР) силами российской коалиции сообщается регулярно. Однако на «Первом канале» временами звучат голоса экспертов о том, что «хотелось бы побыстре», а потому «надо добавить». На Украине тоже многим недовольны. Например, тем, что ВСУ оставили практически без поддержки своих солдат в Песках, что на фронте катастрофически не хватает артиллерии и машин, что продолжаются обстрелы военных объектов в Одессе, Николаеве, Харькове.
В общем, пока военное противостояние по большей части сводится к бесконечным артиллерийским дуэлям. Причем в Киеве признают, что ВСУ обстреливают, в том числе, и украинские города, контролируемые в настоящее время российскими военными. Правда, при этом заявляется, что по жилым кварталам стараются не бить. Также на ВС РФ перекладывается ответственность за обстрелы Запорожской АЭС. При этом даже чертятся схемы и показывается соответствующее видео, призванные доказать, что «это не мы». Ранее российские представители на различных уровнях уже не раз называли эти «доказательства» абсурдными.
Как известно, воюют не армии, а государства, и дело не только в том, кто кого больше «настреляет». На днях спикер Госдумы РФ Вячеслав Володин сказал, что ежемесячный дефицит украинской экономики составляет $5 млрд, Киев не может выполнять обязательства перед гражданами и теряет финансовую самостоятельность. А значит, украинское государство — банкрот. В общем, пора сдаваться.
Прозвучало как откровение, только вот на самой Украине об этом говорят открыто и буднично. Министр финансов Сергей Марченко заявил, что его ведомство прогнозирует дефицит госбюджета в 2023-м на уровне около $25-30 млрд. Но министр также отметил, что $30 млрд — это та сумма, которую Украина рассчитывает получить от международных партнеров. «Наше видение — это будет чрезвычайно жесткий бюджет, который будет предусматривать существенную консолидацию расходов, при том что даже несмотря на высокую инфляцию, доходов у нас больше не станет», — сказал он.
Но многие (об этом тоже полезно знать) рядовые украинцы реагируют на то, что миллиардов стало меньше, просто: «Пережили 90-е — выживем и теперь». Тем более, что украинское государство поступает сейчас в сфере экономики достаточно разумно: оно не трогает самозанятых, у индивидуальных предпринимателей не требует отчетность. Налоги не на первом месте — главное, чтобы люди себя сами содержали и не требовали социалки.
Желающим выделяют землю под личные хозяйства, активно раздают гранты и субсидии на открытие своего бизнеса — прежде всего, по переработке сельхозпродукции. Восстанавливается экспорт украинского зерна и масла. И голода в стране, в которой сосредоточено 27% мировых черноземов, где «палку в землю воткни — она за год два урожая даст», ожидать точно не стоит.
«Заодно» Украине за три месяца удалось перестроить свой рынок топлива, и больше он не зависит от поставок из России и Белоруссии. Да, ВС РФ удалось уничтожить многие крупные хранилища ГСМ и НПЗ, и некоторое время бензин и дизтопливо действительно были в большом дефиците. Но теперь очередей на заправках нет, бензина и солярки в избытке, их хранение очень рассредоточено, отработана новая логистика. Хотя цены, конечно, теперь в два раза выше февральских.
Другая тема — подготовка к зиме. На Украине не исключают, что в ходе военных действий ее постараются «заморозить». Мэр Киева Виталий Кличко уже посоветовал горожанам подготовить теплую домашнюю одежду и одеяла. По его словам, также могут быть и перебои с электричеством. Член главного совета российской администрации Запорожской области Владимир Рогов и вовсе заявил, что будущий отопительный сезон на Украине провален и призвал население подконтрольных Киеву регионов переезжать на «освобожденные территории». Но большинство украинцев, выслушав эти новости, пока не очень волнуются. В конце концов, даже в Киеве зима намного более теплая, чем в Москве, а где-нибудь в Одессе или в Буковине — это вообще очень условное понятие. Так что «самые умные» граждане скупают печки-буржуйки и бензиновые генераторы, запасаются дровами и тушенкой, — но не унывают.
Напоследок — еще один штрих, который показывает настроения на Украине. Сейчас в Киеве обсуждаются слухи о том, что в День независимости (24 августа) столица будет обстреливаться с территории Белоруссии. Однако из города никто не бежит. Скорее, наоборот, — в час пик здесь практически «довоенные» пробки. Жители вернулись в столицу и не хотят ее покидать.
Кирилл Карасев