Не знаю, остались еще среди вменяемых людей те, кто верит, будто можно вернуться в мир без санкций, но это точно не моя аудитория. Мир «летающих розовых слоников» мне обсуждать неинтересно.
А что у нас в нашей бренной реальности кроме санкций на десятилетия? В этой реальности у нас случился почти триллионный дефицит бюджета за июль — прощание с «сырьевым проклятьем», о котором я так долго мечтал и говорил, наконец, началось! Дефицит федерального бюджета за июль 2022 составил рекордные за всю историю 892 млрд руб (по сравнению с профицитом 261 млрд год назад). С такими темпами годовой дефицит бюджета России за 2022-й может составить от 4 до 6 трлн рублей.
Что это несет россиянам? Это несет окончание игр властей в «социальное государство». Дефицит заставит власти или печатать деньги (чего они боятся, но все равно будут делать понемногу), или резать социальные выплаты и социальные льготы, или резать расходы по бессмысленным и безрезультатным нацпроектам. Скорее всего, власти начнут делать все перечисленное одновременно.
Частично будет запущена эмиссия или ключевая ставка ЦБ уйдет ниже инфляции, число людей, получающих социальные льготы, будет постепенно и без особого афиширования в СМИ сокращаться, индексация пенсий и «маткапитала» будет отставать от инфляции, а нацпроекты начнут недофинансироваться. Это даст существенное сокращение расходной части бюджета.
В экономике сейчас идет борьба между двумя концепциями: «Госпланом 2.0» или «НЭПом 2.0». В первом случае Мантуров и Ко получат еще больше полномочий при таком же результате, как с импортозамещением в предыдущие 8 лет. Во втором случае будут запущены либерализация бизнеса и снижение налогов в расчете на то, что частный бизнес закроет своей инициативой попавшие под санкции товары, причем как производством, так и серым импортом.
Возвращаясь к теме недоступности современных западных технологий. Тут ведь какая дилемма получается: современные технологии были в России доступны, но только с нагрузкой в виде западных брендов, сделанных в Китае, делающих конкуренцию отечественных производителей с импортом малореальной или даже невозможной, поскольку отечественное производство (с текущими налогами и внутрироссийским масштабом) не может конкурировать с продукцией, произведенной в Китае, по цене, а с брендами, разработанными ведущими мировыми компаниями, крайне сложно конкурировать по качеству.
Сейчас в условиях санкций, когда свободный доступ к современным западным технологиям исчез, появилась возможность конкурировать с западными брендами. Но «нет в жизни счастья» — так, чтобы западные технологии были доступны, а внутренний (да и внешний) рынок были закрыты для западных товаров, сделанных в Китае. Тут или технологии и конкуренция с брендами, или нет ни брендов, ни технологий.
Мы на 3-7 лет оказались именно в ситуации «нет ни брендов, ни технологий», рынок внезапно опустел, а технологии надо придумывать или осваивать любыми способами самим (вплоть до прямого воровства).
Однако «свято место пусто не бывает» — за 3-7 лет появившиеся возможности исчезнут, бренды теми или иными способами в Россию вернутся (вне зависимости от исхода СВО на Украине), как вернутся (или даже придут новые) в энергоизбыточную Россию тем или иным способом энергоемкие производства из Европы, оставшейся без дешевых российских энергоносителей.
Но 3-7 лет санкций у российского бизнеса есть, чтобы раскрутить отечественное производство и отечественные бренды. С «Госпланом 2.0» это невозможно в принципе, все закончится опять написанием несбыточных планов «к 2030 году» или «к 2035 году», стратегий, дорожных карт, разработкой KPI. А вот с «НЭПом 2.0» шансы для российской экономики появляются. Небольшие, требующие много труда, упорства и предприимчивости, но будут. «Дорогу осилит идущий»!
Дмитрий Милин, аналитик, публицист