Китайские лидеры не поддержали и регулярно критикуют антироссийские санкции. Однако на практике Китай очень осторожно относится к санкциям, избегая рисков.
Так, китайские госбанки уже на второй день после начала … (СВО — «Росбалт») ограничили операции с Россией. Госкомпании КНР отказались от проектов, связанных с экспортом в Россию сложных технологий, в которых участвуют европейские компании. Например, они отказались от участия в строительстве нефтехимического завода компании «Сибур» и поставки модулей для проекта «Арктик СПГ-2». Помимо промышленного оборудования, резко сокращают поставки и производители потребительской электроники — Lenovo, Xiaomi и другие.
Пекин явно не переходит «красные линии» США в отношениях с подсанкционными российскими компаниями. Это логично. Экономические связи с США, ЕС и союзниками США в Азии для Китая многократно важнее, чем отношения с Россией. В 2021 году китайский экспорт в Россию составил $68 млрд, а его суммарный экспорт в США и ЕС — более $1 трлн. Потерять такие рынки в рамках вторичных санкций слишком опасно.
Экспорт российской нефти в Китай, несмотря на огромные скидки в цене, вырос незначительно. Европейские потери России в основном перекрыла Индия. Что касается газа, то резко нарастить его поставки в Китай в качестве компенсации сокращения экспорта в Европу технологически невозможно, т. к. европейские и китайские поставки и соответствующая инфраструктура привязаны у «Газпрома» к разным месторождениям.
Андрей Нечаев, экономист