Posted 9 августа 2022, 17:30
Published 9 августа 2022, 17:30
Modified 1 февраля, 19:02
Updated 1 февраля, 19:02
Интересно, что тенденция к борьбе с инакомыслием приобретает все более широкие очертания. В отсутствие у самого государства каких-то конкретных идеологических установок данную функцию пытается апроприировать толпа — точнее, наиболее хлесткие ее представители.
Так, к составлению очередных «черных списков» подключился экзотический союз прилепин-семигинских «патриотов» и некоторых депутатов ГД, в основном из СРЗП, названный группой по расследованию антироссийской деятельности в сфере культуры, или как они сами себя называют — группа ГРАД. Цель — запугать не только противников СВО, но и «молчунов», которые не слишком громко поддерживают идею. Какие «грАДские» санкции в отношении попавших в списки людей могут применить их составители — не уточняется, но скорее всего — никакие.
Любопытен, однако, сам факт наличия «культурных судов Линча». Выбивая право на репрессии из-под ног государства, бойкие прилепинцы создают опасную иллюзию того, что сегодня можно самостоятельно возложить на себя комиссарские полномочия и начать искать врагов народа. Конечно, пока что это исключительно игра в полицию нравов, так как никакого реального инструментария у грозных культрасследователей нет.
Но ведь никто не исключает, что перегретые телевизором люди не начнут ловить «врагов» на улицах и расправляться с ними. Все мы помним наличие в культуре такого института, как вигиланты, которые часто «вершат правосудие», преследуя лиц, обвиняемых в вымышленных проступках и не получивших заслуженного наказания, в обход правовых процедур. Они могут иметь собственные представления о том, что называть преступлением, и часто сами становятся преступниками в глазах закона. Взять хотя бы Робина Гуда, Бэтмана или Юрия Деточкина.
Конечно, само по себе ведение каких-то списков нарушением не является. Ну, завели какие-то люди свою «черную тетрадочку» — что с того? Примечателен лишь тот факт, что существует организованная группа, причем людей хоть с каким-то статусом, а не откровенных маргиналов, которые очень хотят подменить государство в той его части, которая отвечает за идеологию. Учитывая, что само государство всячески противится заполнению этого пространства чем-то гомогенным, все же сохраняя право на плюрализм и демократию, постепенно конфликт между новыми Швондерами и властью будет нарастать.
Собственно, графа «молчит» в списках группы указывает на то, что преследованию должен подвергаться всякий, кто имеет какое-то альтернативное мнение. Такая установка — это уже тоталитарная практика.
Илья Гращенков, политолог