Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) вряд ли будет долго мурыжить Белоруссию, подавшую заявку на вступление в блок, в своем предбаннике: ожидается, что положительное решение Минску озвучат на сентябрьском саммите ШОС в Самарканде. Во всяком случае, получив заявку, генеральный секретарь организации Чжан Мин обмолвился о «совпадении» ценностей и принципов Белоруссии с ШОС, отметив при этом, что установленные законом процедуры, касающиеся процесса вступления, начнутся в ближайшее время.
Сейчас в организацию входят Россия, Китай, Индия, Казахстан, Киргизия, Пакистан, Таджикистан и Узбекистан. Афганистан, Беларусь, Монголия, Иран имеют статус наблюдателей, и последний тоже подал заявку на полноценное членство в ШОС. Как заявил недавно глава МИД России Сергей Лавров, в преддверии Самаркандского саммита выстроилась своего рода очередь из желающих вступить в организацию, а также присоединиться к ней в качестве наблюдателей или партнеров по диалогу.
Начнем с официального разъяснения — посла РБ в КНР Юрия Сенько. По словам дипломата, вступление Белоруссии в Шанхайскую организацию в качестве полноправного члена открывает для страны широкие перспективы: «Это большой рынок, … прекрасные возможности участия во многих проектах, которые сегодня есть в ШОС».
Но только ли? Членство в ШОС, в условиях санкций Запада, ударивших по России и Белоруссии, укрепит международное сотрудничество республики в восточном направлении и, что особенно важно, с Китаем, не поддерживающим «меры воздействия» и готовым помогать деньгами и технологиями.
Ну, а если идея создания единого рынка и зоны свободной торговли в ареале ШОС воплотится в жизнь, то противодействовать санкциям Минску, равно как и Москве, будет гораздо проще — как в торгово-экономическом, так и в логистическом плане. И, что не менее важно — в политическом и в сфере безопасности. То есть Минск сейчас рассчитывает прорубить для себя «окно» в Азию, на Восток, поскольку Запад воздвиг перед ним непробиваемую стену, которая, впрочем, может пасть в том случае, если Белоруссия «покажет спину» России, что видится крайне сомнительным в заданных условиях.
Во-вторых, ведущей страной организации является Китай, и с ним, конечно, можно сотрудничать на двухсторонней основе, однако две эти страны имеют несопоставимые возможности, а взаимодействие в многостороннем формате смягчает дисбалансы между неравными субъектами и помогает «слабому» приблизиться к сильному, чтобы донести до него свои запросы и получить некоторые дивиденды.
В-третьих, сближение с Китаем в рамках блока позволит Белоруссии несколько ослабить свою зависимость от России. В-четвертых, если со вступлением в ШОС РБ и не попадет в «ядерный клуб» (организация представлена четырьмя ядерными державами — Россией, Китаем, Индией, Пакистаном), то, во всяком случае, приблизится к ним. Причем в условиях идеологической близости с последними, и не проведения ими дискриминационной политики в отношении Минска.
Заметим также, что ШОС в обозримой перспективе имеет все шансы стать одним из центров нового миропорядка, и участие в нем Белоруссии придаст республике дополнительный политический вес: она станет, своего рода, одним из «столпов» меняющейся архитектуры безопасности в Европе и Азии.
Если Минск прорубает себе «окно» в Азию и на Восток посредством ШОС, то, с некоторой натяжкой, можно сказать, что блок пробивает «окошечко» в Европу через Белоруссию, как первую «чисто» европейскую страну в его составе (понятно, что в условиях действиях санкций об этом можно говорить лишь как о перспективе). Кроме того, расширение организации идеологически близкими странами ускоряет создание многополярного мира, если иметь в виду формирование различных центров силы.
Заметим, что, вероятно, вместе с Белоруссией в ШОС вступит Иран с населением почти 90 млн человек, то есть организация единовременно «обрастет» европейским и восточным «поясом» человеческого ресурса численностью в 100 млн.
Россия заинтересована во вступлении Белоруссии и Ирана в ШОС, хотя, вероятно, понимание того, что сближение этих двух стран с Китаем на общей площадке несколько понизит для них ее политический, экономический и инвестиционный вес. Но с другой стороны, позиции Москвы с расширением блока Минском и Тегераном усилятся, поскольку она получит двух новых союзников, поддерживающих ее по разным направлениям. И в особенности, исходя из того, что РБ, равно как и Россия, находятся в конфронтации с Западом, затрудняющей их экономическое развитие и подрывающей основы безопасности.
В том, что блок претендует на создание одного из мировых центров силы, субъекта многополярности, сомнений нет. Однако в одночасье этого не случится, и его перспективы могут оцениваться как хорошие только в том случае, если он сможет решать едва ли не все стоящие перед ним вопросы и сообща отвечать на вызовы.
Речь идет не только о принятии политических решений и урегулировании вопросов в сфере безопасности, но также и экономических. Блок должен стать и площадкой для налаживания бесконфликтных отношений между государствами-участниками, нахождения ими компромисса для разрешения спорных вопросов.
Создать нечто вроде Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), однако не в том виде, в котором она находится сейчас, а в задуманном на период ее основания, вполне реально — особенно в случае усиления ШОС такой «родственной» организацией как БРИКС, охватывающей 43% населения планеты. Напомним, в это международное объединение входят и страны ШОС — Россия, Китай (ведущая экономика), Индия.
Что еще может ШОС вместе или вне БРИКС? Воплотить в жизнь идею наднациональной валюты, что крайне актуально в пору финансово-экономических кризисов; активно сотрудничать в области безопасности, атомной энергетики (возможно, создать «внутреннее» МАГАТЭ, поскольку одни участники блока — ядерные державы, другие — развивают атомную энергетику); иные международные структуры; взаимодействовать в разведке и добыче углеводородных ресурсов; создать подобие внутриблоковой организации здравоохранения, научных изысканий, образования и т. д. То есть, чем больше будет жизнеспособных совместных программ и институтов, тем активнее и привлекательнее, для других стран, станет организация, которая, кстати, уже создала в Ташкенте региональный антитеррористический центр.
Но вот стать чем-то вроде НАТО (а с этой идеей оптимистично носятся некоторые эксперты), вряд ли возможно в обозримом будущем. Некоторые члены ШОС являются и членами ОДКБ, в которой ведущую роль играет Россия, и в которую другие участники Шанхайской организации (даже с постсоветского пространства, к примеру — Узбекистан), вступать не спешат. Ташкент и Москва 12 лет назад подписали договор о союзнических отношениях, и он, в некоторой степени, распространяется и на военную сферу. Но это совсем не то, что находиться в одном военном блоке.
Кроме того, в настоящее время фантастическим видится пребывание Индии в одном военном блоке с Пакистаном и/или Китаем. Таким образом, ШОС сейчас представляется в большей степени политической и, хорошо бы, экономической интеграционной площадкой, нежели военным блоком. И главная его задача — не стать «говорильным клубом», а наращивать свое влияние реализацией конкретных проектов и работать на реальное формирование многополярного мира.
Ирина Джорбенадзе