Часто думаю про то, что реакция европейских правительств на российско-украинский кризис похожа на их действия во время ковида. Лихорадочное введение карантинов, всевозможных ограничений и т. п. похоже на такое же лихорадочное введение санкций. Сейчас вот даже про запрет на визы для россиян начали говорить. Хотя очевидно, что к урегулированию кризиса это никак не приведет. Но надо же что-то делать!
Пытаюсь как-то нащупать и описать для себя эту модель поведения. Когда ты не знаешь точно, что именно надо делать, но при этом понимаешь, что делать что-то надо. И в итоге делаешь то, что можешь. Если это не дает результата, ты делаешь еще и еще больше — но тоже только то, что можешь. А не то, что надо.
Хотя, возможно — возможно! — никакого хорошего решения в принципе нет. И появляется дилемма: либо делать плохо, либо не делать ничего. Правительства, как мы видим, выбирают делать плохо. Но с таким видом, будто действуют правильно и знают, как надо. Хотя лучше бы вышли и честно сказали, что сами ничего не знают и не понимают. Но они не могут так сказать, потому что избиратели не оценят. Избирателям же нужно чувствовать, что выбранные ими правительства во всем разбираются и всегда имеют безошибочный план действий. Иначе зачем за них голосовали?
Нам, кстати, отсюда из России тоже часто кажется, что уж Европа-то точно знает, что делать. Хотя, судя по всему, мир перешел в такую стадию, когда прежние решения уже не работают. А новых нет — или нет смелости на них пойти. И получается какой-то порочный круг…
P. S. Может показаться, что это антизападнический пост. Это не так. То, что делает, например, Китай, еще более ужасно. Но там — бесчеловечная диктатура, что с нее возьмешь.
Алексей Шабуров, политолог