Posted 8 августа 2022, 09:06

Published 8 августа 2022, 09:06

Modified 1 февраля 2024, 19:01

Updated 1 февраля 2024, 19:01

Евгений Коган. Пока не кончилась нефть

8 августа 2022, 09:06

Стоимость марки Brent опустилась ниже $95 впервые с середины июля. Цена нефти снижается на фоне угроз для спроса из-за надвигающегося экономического спада и ужесточения монетарных политик. Напряженность, наблюдавшаяся на нефтяном рынке в последние месяцы, ослабла.

Кроме того, пока признаков существенного удара по российскому экспорту нефти нет, несмотря на введенные санкции. Впрочем, здесь, как мы хорошо понимаем, ключевое слово — пока.

Резкое снижение цен Reuters также связывает с увеличением запасов нефти США — на прошлой неделе они неожиданно выросли на 4,5 млн баррелей, превысив ожидания аналитиков в несколько раз. Что касается решения ОПЕК+ незначительно повысить добычу нефти на 100 тыс. баррелей в сутки, оно последовало за многомесячными дипломатическими усилиями президента США Джо Байдена убедить экспортеров нефти добавить на рынок дополнительные объемы, пишет Bloomberg.

Байден призывал ОПЕК увеличить добычу сверх плана, но Саудовская Аравия и ее партнеры воздержались от этого. По словам собеседников Reuters, Саудовская Аравия, ОАЭ и некоторые другие члены ОПЕК обладают резервными производственными мощностями в 2-2,7 млн баррелей в сутки. Но задействовать эти мощности они готовы только в случае затяжного кризиса, сказал один из источников.

Впрочем, давайте сами прикинем. Мир в 2019 году потреблял порядка 98-99 млн баррелей в день. Таков в среднем был уровень спроса и, соответственно, предложения. В 2020-м спрос очень существенно снизился. Пришлось резко сократить и предложение. Переход к темам зеленой энергетики, ESG-инвестиций и т. д. привел к дикому дефициту нефти. Оно так всегда бывает: романтизм и популизм рождает разрушение экономик и здравого смысла. Ну это так, к слову. Грета — forever.

Сейчас мировой спрос вырос. Мир развивается. Экономика растет. Сегодня спрос — плюс-минус 100 млн баррелей. Предложение — чуть больше. Наблюдается и прогнозируется, что и будет наблюдаться некое превышение предложения над спросом. Хотя прогноз по мировому спросу также несколько повышается — до 101-102 миллионов б/с.

Однако изменение на 100 тысяч б/с — это реально немного. 0,1% от мирового потребления. Все ждали рост ну пусть не 700 тысяч, а 500 или даже 250. Первая реакция рынка — цена пошла наверх. И… в итоге все улетело вниз.

Звоночек весьма серьезный. Почему?

Я бы сказал, что основная причина, кроме роста запасов на 4,5 млн, — еще и падение спроса на нефтепродукты. Бензин, прежде всего. В начале лета нехватка бензина тащила вверх сырую нефть. Сейчас это ушло.

Дополнительный и весьма серьезный фактор, о котором сегодня заговорили, — это растущая на глазах конкуренция на нефтяном рынке между РФ и СА. Речь идет о политике скидок. В частности, по поставкам российской и саудовской нефти в Индию. Конкурируя с РФ за индийский нефтяной рынок, и СА, и Ирак — в прошлом основные поставщики нефти в Индию — сегодня также вынуждены проводить политику скидок. Индия же умело пользуется данной ситуацией.

Ждать ли при таких условиях обвала цен на нефть? Пока — не уверен. Особенно при текущем дефиците газа. Впрочем, как только ситуация по газу начнет выравниваться (за счет ввода в строй ближе к концу года мощностей на Freeport LNG в Техасе — одном из крупнейших экспортных заводов по производству сжиженного природного газа в США), цена на газ в Европе, скорее всего, начнет немного идти вниз. Как мы помним, взрыв на этом заводе прогремел 8 июня. Из-за этого предприятие закрыли как минимум на три месяца, а его полное восстановление ожидается не ранее конца года. Американское минэнерго отмечало, что из-за этого экспортные мощности СПГ сократятся примерно на два миллиарда кубических футов в сутки — порядка 17% от общего объема. Однако по итогам второго полугодия «объем поставок может даже несколько вырасти за счет ввода новых активов по всему миру — среди них индонезийский Tangguh LNG, Coral South FLNG в Мозамбике» и др.

Чтобы разобраться, что реально будет, нужно внимательно следить за цифрами экономической активности в США, Европе и Китае.

В завершение. На мой взгляд, эта осень будет крайне непростой. Ожидаю достаточно жестких движений на финансовых рынках. Срок — октябрь–ноябрь. И в этот момент цены на нефть вполне могут серьезно полетать. Но нужно понимать, что жизнь обычно всегда сложнее и непредсказуемее наших любых умозаключений.

Евгений Коган, экономист, автор Telegram-канала bitkogan

Подпишитесь