Начиная с истории Нового времени можно проследить определенную политическую и экономическую закономерность. Национальный подъем в той или иной стране, доминирование этого государства на мировой арене (в том числе, финансовое), а затем и его постепенный уход на вторые или даже третьи роли занимал в среднем около ста лет.
Португалия, Испания, Нидерланды, Франция, Великобритания и США последовательно сменяли друг друга в качестве мирового гегемона. И точно так же вслед за этим занимали и теряли доминирующие позиции их деньги, которые в период единоличного господства вышеупомянутых держав с достаточным основанием можно было назвать современным термином «резервные валюты».
Конечно, здесь нужно сделать оговорку, что предрекать близкое окончание всемирной гегемонии Соединенных Штатов, скорее всего, несколько преждевременно. А стало быть, и американский доллар еще в течение какого-то времени будет оставаться основной резервной валютой. То есть его продолжат накапливать центральные банки и крупные компании разных стран, а большинство международных сделок по-прежнему будет проводиться в «зеленых».
Впрочем, все эти прозаические соображения нисколько не мешают перейти от частного к общему, основываясь на примерах из истории.
Введенный в обращение в 1433 году, реал стал мировой валютой примерно в середине XV века. Это было связано с построением Португальской колониальной империи и сопутствующей этому процессу эпохой Великих географических открытий, когда пассионарные португальцы устремились в Азию, Африку и Южную Америку, чтобы подчинить себе тамошние народы.
Однако уже в первой трети XVI века начинается усиление Испании, которая в 1580 году, после смерти португальского короля Энрике, поглотила Португалию и стала самым влиятельным государством Европы, а следовательно, можно сказать, и всего тогдашнего мира. Таким образом, примерно восемьдесят лет португальский реал оставался, как сейчас сказали бы, мировой резервной валютой, после чего наступило время испанских денег.
Начался Siglo de Oro или «золотой век» Испании — величайший политический, экономический и культурный подъем в истории этой страны. Испанская империя включала в себя не только современные Нидерланды, Бельгию, Люксембург, значительную часть Италии, земли в Германии и Франции, но и обширные колонии в Северной и Южной Америке, Африке, Азии и Океании.
Но спустя сто с лишним лет Испания пришла в упадок. Расторжение испано-португальской государственной унии, поражение во франко-испанской войне 1635–1659 годов, бывшей составной частью общеевропейской Тридцатилетней войны, и, конечно же, окончательное завоевание независимости Нидерландами в 1648 году — все эти факторы привели к тому, что испанский золотой эскудо вместе с государством, которое его эмитировало, утратил прежнюю силу. А Нидерланды, наоборот, вышли на первые роли в Европе.
Впрочем, и в этот раз история повторилась. Небывалый расцвет торговли, промышленности, искусства и науки в Нидерландах, освободившихся от испанского владычества, начал подходить к концу с началом Голландской войны 1672–1678 годов. Прямым результатом преимущественно франко-голландского военного противостояния стало усиление Франции и ослабление Нидерландов.
Вместе с нидерландским государством стала снижаться и роль гульдена, пробывшего резервной валюты того времени примерно три четверти века.
Возвышение Франции, начавшееся в эпоху «короля-солнца» Людовика XIV, обрело законченные формы уже после его смерти. Политическое доминирование этого государства в Европе XVIII века привело к тому, что и французские луидоры, и ливры фактически выполняли роль мировой валюты того времени.
Так продолжалось вплоть до 1815 года, то есть до окончания Наполеоновских войн, после которых и Франция и ее деньги потеряли былое значение.
Пока Россия, Австрия и Пруссия, заключившие после победы над Наполеоном Бонапартом Священный союз, были озабочены сохранением нового международного порядка и борьбой с революционной крамолой в Европе, Англия сделала ставку на интенсивное развитие своей экономики и колониальную экспансию по всему миру.
Но и британское господство со временем подошло к концу. Экономические потери, понесенные Лондоном в ходе Первой мировой войны, наложились на распад колониальной Британской империи, по сути дела, начавшийся в 1922 году с отделения Ирландии. Американский доллар начал теснить фунт стерлингов, который пробыл резервной валютой сто с небольшим лет.
В начале XX века американский бюджет был в неважном состоянии, и к тому же в 1913 году внешний госдолг США в тех ценах составлял более пяти миллиардов долларов. Этот, однако, не помешало Вашингтону после начала Первой мировой войны одолжить ее участникам порядка двух миллиардов долларов, причем большая часть выделенных средств пошла на закупку военной техники у самих Соединенных Штатов. После вступления в войну в 1917 году Америка продолжила кредитовать союзников, пополняя свой бюджет за счет продажи им оружия. Так что ко дню окончания военных действий (11 ноября 1918 года) суммарный долг европейских государств перед США превысил 10 млрд долларов.
Однако далеко не все страны сумели справиться со своими долговыми обязательствами. В 1922 году участники Генуэзской конференции — РСФСР, Италия, Великобритания, Франция, Германия и США, бывшие на ней наблюдателем, — пришли к компромиссу: долги должны быть погашены в течение нескольких десятилетий за счет репарационных платежей Германии. Но уже в 1923 году ежемесячная инфляция в Германии достигала миллионов процентов. Поэтому для стабилизации марки правительство Веймарской республики было вынуждено прибегнуть к помощи Америки, которая выдала Германии заем в размере 200 млн долларов, что еще больше укрепило позиции американской валюты в мировой финансовой системе.
Тем временем реваншизм, который креп в немецком обществе все те годы, привел к началу Второй мировой войны. Во время нее в США сначала оказалась часть эвакуированного золотого резерва Норвегии, а затем американские хранилища пополнились польским, бельгийским, нидерландским и французским золотом, которые союзники отвоевали у Германии. А поскольку боевые действия не велись на территории Соединенных Штатов, экономика Америки процветала, особенно на фоне европейской разрухи. Американский доллар был полностью обеспечен золотом, то есть купюры можно было обменять на этот драгоценный металл. Поэтому многие страны начали формировать свои резервы в американской валюте, как самой надежной и стабильной в мире.
Статус доллара США в качестве мировой резервной валюты был закреплен на Бреттон-Вудской конференции (Валютно-финансовой конференции Объединенных Наций) в 1944 году. Это решение стало одним из важнейших этапов формирования современной экономики. Кроме того, была утверждена так называемая Бреттон-Вудская валютная система, в основе которой лежали приравнивание доллара к золоту и ограничение его эмиссии в пределах имеющихся золотовалютных резервов.
В шестидесятые года XX века правительства Германия и Франция захотели обменять в США часть своих долларов на американское золото. Однако Вашингтону понадобилось целых два года, чтобы выдать европейцам около трех тысяч тонн драгметалла. Это породило устойчивые слухи о том, что Америка эмитирует гораздо больше национальной валюты, нежели чем имеет золота в своих хранилищах.
Не исключено, что эти подозрения были вполне обоснованными, поскольку Соединенные Штаты в то время тратили огромные средства не только на войну во Вьетнаме, но и на повсеместную борьбу с СССР, что, естественно, привело к существенному росту американского госдолга.
Чтобы нивелировать отрицательные последствия для своей экономики, президент США Ричард Никсон объявил об отказе от принципов Бреттон-Вудского соглашения. При этом Белый дом объяснил это решение тем, что мировая финансовая активность значительно возросла, поэтому для обеспечения стабильности мировой финансовой системы имеющихся запасов золота уже недостаточно. И в 1976 году ведущие страны мира приняли так называемую Ямайскую валютную систему, согласно которой курсы валют устанавливают не государства, а рынок.
Так что сегодня главной резервной валютой по-прежнему остается доллар. Сколько это еще может продлиться? Ответ на этот вопрос, скорее всего, вряд ли кто-нибудь знает. Безусловно, продолжительное господство американской валюты стало поводом для всевозможных спекуляций на эту тему. Но, как было показано выше, для смены мировой валюты практически всегда необходимы два условия — большая война, а также политический и экономический упадок государства-эмитента.
Роман Трунов