Российское публичное пространство все более напоминает клуб читателей художественной литературы про попаданцев или про желательное развитие современной истории. Это смежные жанры, начавшиеся с безобидного иронического романа Марка Твена «Янки при дворе короля Артура» и развившиеся в современной России в мощную политизированную сферу, обосновывающую реванш не только на постсоветском пространстве, но и в мировом масштабе.
В подобных книгах, действительно, можно и провести в цепях по Москве американских президентов (действующего и бывших), и разнести Вашингтон, и захватить Европу за несколько недель, и сделать еще много всякого. Не говоря уж о том, чтобы сбить самолет со спикером Палаты представителей США.
В реальном же мире это совершенно невозможно — даже если речь идет о реванше и священной войне. И тем более — о долгой игре, где главную роль играют интересы.
КНР сейчас будет «наказывать» Тайвань, усиливая военно-политическое и экономическое давление. Поддерживать (фантастический, кстати, сценарий для 1950-80-х годов) партию Гоминьдан, которая выступает против независимости острова, исходя из собственных представлений о незыблемости территориальной целостности Китая (для Чан Кайши это было такой же аксиомой, как и для Мао Цзэдуна — только он до конца дней считал себя легитимным лидером единой страны). Будет принимать демонстративные меры против США, чтобы сгладить негативный эффект от визита на Тайвань Нэнси Пелоси.
При этом КНР — «мастерская мира», заинтересованная в сохранении современных принципов глобальной торговли (и при изоляционисте Трампе именно Пекин позиционировал себя как главный мировой глобалист). Но КНР — это и мастерская с замедляющимся развитием, позволяющим говорить о конечности экономического чуда. Такие ситуации, кстати, могут способствовать ужесточению внешнеполитического курса — тем более что в КНР развит национализм, основанный на самоутверждении и определенном головокружении от действительно масштабных успехов предыдущих десятилетий.
Однако существует целый ряд серьезных ограничителей для такого ужесточения, связанных с рациональным подходом к глобальному миру, свойственным китайскому коллективному руководству (оно остается таким, несмотря на усиление позиций Си Цзиньпина и отмены правила двух сроков пребывания у власти). И уж тем более в рамках глобального мира никто не будет сбивать самолет с американским спикером.
Алексей Макаркин, политолог — для Telegram-канала Bunin&Co