Слушала тут запись последней пресс-конференции ВОЗ по поводу оспы обезьян и прочих наших инфекционных радостей. И вот что имею вам сказать: ничего хорошего не ждите. Ковид если чему и научил, то не очень, ВОЗ как была последние десятилетия сравнительно бесполезной организацией, так и осталась, особенно по вопросам, которые требуют быстрой реакции и лоббизма.
Вот, например, у нас уже 18 тысяч+ подтвержденных случаев оспы обезьян и пять смертей за пределами Африки, для значительной части неизвестен источник заражения, позитивность сделанных тестов — 30-40%. Это говорит о том, что вирус распространен в популяции намного шире, чем мы видим. И если бы, скажем, тестировали не только MSM, то есть мужчин, занимающихся сексом с мужчинами, мы бы, вероятнее всего, обнаружили, что нет, на них приходится не 98% всех случаев заражения. Просто мы обнаруживаем вирус только среди них, потому что нигде в других местах не смотрим. Да, это не ковид и для передачи нужен тесный контакт, поэтому такая стратегия (пока) более или менее прокатывает. Хотя количество случаев продолжает расти. Но сам факт показателен.
Далее. Всем, в том числе всем присутствовавшим на конференции ВОЗ, очевидно, что единственный способ остановить вспышку — это срочно вакцинировать все группы риска, то есть тех же MSM и их родственников, а также врачей. И вакцины даже есть, причем сразу три, но: а) для двух нет исследований, которые бы прицельно показывали их эффективность против оспы обезьян, б) ни для каких вакцин нет исследований, сколько нужно доз и с каким интервалом для обеспечения пристойной защиты, в) неизвестно, сколько длится защита, и, наконец, г) практически все вакцины сейчас in bulk, то есть не расфасованы, а это означает, что потребуется несколько месяцев, чтобы эти запасы перелить в ампулы, которые можно использовать для вакцинации. Оспа обезьян за пределами Африки массово фиксируется с мая, но вот уже август, а мы все еще говорим о том, что потребуется несколько месяцев на перефасовку вакцин.
Ну и самые феерические ответы люди, которые должны отвечать за мировое здравоохранение, дали на вопрос о том, а что, собственно, делать. Нет, они не сказали, что будут давить на военных — а именно у них основные запасы вакцин, так как исходно они все противооспенные, разработанные на случай атаки биотеррористов, — чтобы те отдали препарат, потому что вот он, тот самый экстренный случай. Они не сказали, что будут способствовать запуску производства или хотя бы масштабных исследований препаратов против оспы обезьян — они есть, но тоже в первую очередь нацелены на лечение натуральной оспы, так что протоколы для оспы обезьян нужно выверять. Они не сказали, что будут лоббировать массовую вакцинацию групп риска.
Нет, вместо всего этого они призвали людей «искать проверенные источники информации и делиться ими в соцсетях». Я сейчас абсолютно серьезно, это дословная цитата. Кроме того, представители ВОЗ настоятельно порекомендовали людям из группы MSM уменьшить количество половых партнеров. И знаете, что они ответили на немедленно последовавший закономерный вопрос от журналистов, как страны должны обеспечивать это самое уменьшение половых партнеров? Сказали, что создали специальную комиссию, которая уже четыре раза (!) по этому поводу собиралась. И вообще, они там в ВОЗ очень надеются, что вспышка будет кратковременной — ну потому что другие меры будут приняты. При этом никаких мер по факту нет, вакцины недоступны, карантины против распространения оспы обезьян неэффективны.
В общем, граждане, надеемся, что вирус окажется не таким расторопным, как SARS-CoV-2 (на что есть надежда из-за способа его передачи). Потому что самостоятельно сдержать его расползание человечество, очевидно, снова не сможет.
Ирина Якутенко, научный журналист, биолог