Энергетический кризис и «отмена» российского газа влияют на наполнение бюджета, однако показательно, что проекты «Росатома» в Египте и Турции незначительно пострадали от роста напряжения в международных отношениях. Страдают отношения со странами ЕС, однако планы на сотрудничество с Филиппинами дают надежды: в нынешних реалиях повышается значимость объектов, независимых от цен на газ. И, как уточняют уважаемые коллеги, полезно обратить свой взор не на развитые страны Запада, а на бедные развивающиеся страны, имеющие довольно специфические ресурсы, обеспечивающие возможность экономически оправданного использования пиролизных установок.
Если раньше пиролизные реакторы рассматривались как средство утилизации мусора, то энергетический кризис повышает интерес к подобным объектам в качестве источников электроэнергии. Процесс пиролиза позволяет получить из органического сырья газ, который в дальнейшем используется для энергогенерации, а также дополнительные продукты, пригодные для использования в производстве.
Атомные электростанции — долгостроящиеся и дорогостоящие сооружения, которые могут себе позволить лишь относительно успешные страны. Однако пиролизные реакторы пригодны для поставки в гораздо менее обеспеченные государства и способны генерировать электроэнергию из практически любой органики — древесины, помета или пластикового мусора, и бедные страны с дешевой рабочей силой имеют определенные преимущества в использовании подобных установок. Да, их мощность несравнима с АЭС, однако вполне позволяет обеспечивать крайне дешевой электроэнергией населенные пункты и промышленные производства, одновременно устраняя пластиковый мусор — общую проблему всех бедных стран.
Наиболее эффективные установки шнекового типа пригодны для получения пиролизного газа из несортированных отходов, однако требуют знания определенных тонкостей процесса. В начале 2010-х был собран рабочий прототип подобной установки в Воскресенске, однако как сложилась судьба проекта после передела мусорного рынка в 2012 году, легко предположить. При этом централизация и высокий уровень развития тяжелой промышленности позволяют развивать подобные проекты на базе существующих госкорпораций, а также с привлечением негосударственных производителей, имеющих полезные ноу-хау.
Если вернуться к атомной энергетике, Африка предоставляет уникальную возможность приобретения территории в обмен на строительство энергетического объекта, превращающего бедную страну в регионального поставщика электроэнергии. Плюсы в краткосрочной перспективе — строительство военных объектов, логистического хаба. В долгосрочной полезно вспомнить, что любые империи конечны, особенно те, что построены на относительно шаткой опоре, а континентальность и отсутствие заморских колоний Российской Империи предопределили незавидную судьбу белоэмигрантов, многие из которых утратили русскую идентичность.
При этом Тайвань — изолированный от материкового Китая остров — смог сохраниться и развиться. Наличие двух политических и экономических моделей позволило властям «китаев» заимствовать идеи друг у друга, что привело к высокому уровню развития образований. Дополнительное подтверждение — отход от рыночной экономики режима Си Цзиньпина и переход к более агрессивной риторике уже успел сказаться на экономике.
Наличие альтернативной, «белой» Российской Империи, пускай ограниченной островом или клочком удаленной суши, определенно повлияло бы на путь развития экономики СССР после того, как еще в 1970-х стала понятной несовместимость сверхцентрализованной модели, основанной на доминировании тяжелой промышленности и дешевой рабочей силы, с постиндустриальным обществом. При этом, в отличие от континентальной России, окруженной не готовыми к воссоединению территориями, в случае правильного расположения африканский проект мог бы иметь гораздо большие перспективы с точки зрения экспансии.
Telegram-канал «Наивная политология» — для Telegram-канала «Кремлевский безбашенник»