В Москве в эти дни проходят встречи членов израильской правительственной делегации с представителями Минюста РФ, на которых обсуждаются претензии российской стороны к еврейскому агентству «Сохнут». В нашей стране оно действует как самостоятельное юридическое лицо, но в Израиле его считают неотъемлемой частью международной еврейской организации. Слушание дела по иску о ликвидации российского представительства «Сохнута» состоится в Басманном суде 19 августа.
Выдвигаются разнообразные версии конфликта, который осложняет отношения двух государств. Журналист Семен Довжик, работавший в 2002–2006 годах пресс-секретарем «Сохнута», а в 2006–2008 годах — сотрудником его московского представительства, вспоминает, что это не первая попытка закрыть агентство в России. Полностью беседу можно послушать в подкасте «Включите звук».
— На прошлой неделе в Москве стартовал процесс «Минюст против еврейского агентства „Сохнут“. Вы работали в этой организации, в том числе в столице России. Как складывалась история агентства в нашей стране?
— Давайте сделаем небольшой экскурс в историю. «Сохнут» появился на территории СССР в 1989 году. В Вильнюсе тогда было открыто первое представительство агентства. В начале 1990-х годов представительства появляются в Москве, Санкт-Петербурге и других городах. Формируется целая сеть отделений «Сохнута» от Калининграда до Хабаровска. Тогда это была самая мощная международная еврейская организация в России.
«Сохнут» — организация не коммерческая и не государственная. Подобных структур в мире нет. Хотя она и не правительственная, Израиль заключил с ней специальный договор, по которому представителям «Сохнута» могут быть делегированы какие-то дипломатические полномочия, консульские функции.
В то время, когда я работал пресс-секретарем этой организации, на Камчатке в 2003 году пропала группа израильских туристов. Весь Израиль тогда «стоял на ушах», поскольку в этой стране за жизнь любого человека горой стоит все государство. Но посольство израильское — в Москве. Где она, и где Камчатка. Так вот, усилия по спасению этих людей координировал представитель «Сохнута», который в тот момент находился в Хабаровске.
Вообще, «Сохнут» был образован 1929 году, задолго до того, как было создано Государство Израиль. Тогда шла подготовка к его созданию. После того, как Израиль (в 1948 году) появился на политической карте, эту структуру решили сохранить, вменив ей в обязанности контакты между Израилем и еврейскими общинами по всему миру. Сегодня на свете осталось очень мало стран, где нет представителей «Сохнута». Например, Иран, Судан, Северная Корея и т. д.
— Что стоит за проблемами организации в России, на ваш взгляд? Есть версия, что претензии касаются нарушения российского закона о персональных данных.
— Сейчас в Израиле люди сидят и гадают: «что от нас хочет Путин?» Ведущие газеты страны на прошлой неделе выходили именно с такими заголовками. Все сидят и гадают. Одна версия, другая версия.
Могу сказать, что все это вызывает эффект дежавю. В 1996 году подобная ситуация уже была. Точно такие же претензии предъявлялись «Сохнуту». Пошли проверки в отделениях. Начали, как ни странно, с Биробиджана (столица Еврейской автономной области РФ — «Росбалт»). Знаковое для еврейской истории в России место. По результатам проверки было объявлено, что организация нарушает российские законы и должна быть закрыта.
В тот момент было понятно, что «Сохнут» не имеет к этой истории никакого отношения, поскольку тогда имел место небольшой дипломатический кризис между Израилем и Россией. Шел имущественный спор о Сергиевском подворье в Иерусалиме. Москва была недовольна позицией Израиля. На него решили таким образом надавить. «Сохнут» -своеобразное «слабое звено». Как я уже говорили, агентство — не имеет статуса правительственной организации. Люди, которые там работают, не обладают дипломатической неприкосновенностью. На них давить гораздо легче, нежели на консульские структуры.
В 1996 году Израиль очень быстро разрешил ситуацию, потому что удалось подключить Госдепартамент США, американское посольство в Москве. Тогда Минюст РФ предложил следующий компромисс: давайте откроем местную НКО, которое будет называться «Еврейское агентство „Сохнут“ в России». Так и было сделано. Сейчас эта история возвращается бумерангом. Во все странах отделения «Сохнута» — это филиалы международной еврейской организации. В России — это местная организация со своим Уставом и учредителями.
История повторяется. Три года назад начались проверки местных отделений, были какие-то претензии. Я думаю, опять дело не в «Сохнуте», а в чем-то другом. В чем — можно только гадать, потому что сейчас очень непростые отношения между Израилем и Россией из-за вооруженного конфликта на Украине. Израиль — это последняя страна западного мира, которая продолжает общаться как с российской стороной, так и с украинской. Он не присоединился к санкциям. Израиль пытается, что называется, «усидеть на заборе», потому что ему одинаково важно сохранить хорошие отношения как с Москвой, так и с Киевом.
Израиль не может себе позволить никакого кризиса в отношениях с Кремлем, потому что это сразу ударит по еврейскими общинам в РФ. В России колоссальная еврейская диаспора.
Кроме того, в Иерусалиме говорят, что у России и Израиля теперь есть «общая граница», которая проходит в Сирии. Там сейчас находятся российские войска, стоят системы ПВО, а у Израиля есть стратегические интересы в этой стране. С того момента, как в регионе появились россияне, соблюдается неформальное соглашение между РФ и Израилем о том, что Москва позволяет еврейскому государству неограниченно защищать свои интересы в Сирии. Для Израиля очень важно, чтобы этот паритет не менялся.
Я думаю, что конфликт вокруг «Сохнута» достиг своего пика и идет на спад. В Москве находится специальная делегация представителей различных израильских министерств. Мы можем гадать, в чем корень проблемы, но я уверен, что ситуация разрешится если не в ближайшие недели, то месяцы. Никакого мощного конфликта между Израилем и Россией из-за «Сохнута» не будет.
— После начала военной операции на Украине интенсивность отъезда представителей еврейских общин из России явно усилилась. Есть ли данные о том, сколько людей переехало в Израиль?
— Да, поток усилился. По последним статистическим данным, за последние пять месяцев в Израиль приехало боле 30 тысяч человек из России, Украины и Белоруссии. Причем из России больше, чем из Украины, как это ни парадоксально.
Правда, израильские СМИ опубликовали расследование, согласно которому треть этих людей уже уехала назад в РФ. Мы не можем знать, вернулись ли они насовсем, получив израильский паспорт, либо им надо решить какие-то юридические, имущественные, личные вопросы. Так или иначе, 30 тысяч человек уже получили израильское гражданство. И этот поток только усиливается.
Беседовал Петр Годлевский