Одной из самых обсуждаемых новостей последнего времени в отечественном автомобильной отрасли стало решение «АвтоВАЗа» возобновить продажи модели Lada Niva Legend в упрощенной версии Classic 2022.
Обновленная комплектация, выпуск которой стартовал 13 июля, такова: гидроусилитель руля, электростеклоподъемники, крепления для детских сидений ISOFIX, дневные ходовые огни, бортовой компьютер, штампосварные 16-дюймовые диски колес, стальная защита картера. Отличительной особенностью «Нивы», как и прежде, является система постоянного полного привода с возможностью блокировки межосевого дифференциала.
Цена автомобиля составит от 650 тыс. рублей при использовании государственной программы льготного кредитования или, как минимум, около 800 тыс. рублей при отсутствии мер господдержки.
Серийно эту модель Волжский автозавод начал производить в 1977 году. До 2006 года она продавалась под названием ВАЗ-2121 «Нива» (Lada Niva на экспорт), с 2006 по 2021 годы — LADA 4×4, а в 2021 году получила нынешнее имя LADA Niva Legend.
О том, на кого рассчитана упрощенная версия этой машины, и помогут ли ее продажи улучшить ситуацию на российском авторынке, «Росбалт» попросил рассказать экспертов.
«Эта машина рассчитана на людей с небольшим достатком, ведь вряд ли она будет пользоваться популярностью в городах-миллионниках, а вот в регионах, в маленьких городках она может найти своего покупателя. Кто обычно любит „Ниву“? Рыбаки, охотники. Но все, опять же, зависит от цены. Если ее стоимость будет завышенной, то она просто не будет продаваться, поскольку не стоит забывать, что еще существует рынок подержанных автомобилей.
Впрочем, если вдруг возобновят выпуск модернизированного ВАЗ-2105, то даже на эти машины тоже будет спрос по причине отсутствия альтернативы. Причем, насколько я знаю, конвейер по выпуску классических «Жигулей» до сих пор сохранился.
Власти сейчас планируют отменить транспортный налог для новых автомобилей отечественного производства. Есть идея разрешить тратить на покупку автомобиля материнский капитал. Эти меры государственной поддержки, конечно, не впечатляют. Но хаять их я не стал бы, потому что мы не совсем, наверное, осознаем, в каком тяжелом положении у нас находится экономика.
В российском автопроме работают пять миллионов человек, это огромное число, и государство сделает все, чтобы сохранить эту отрасль, а иначе они, как в свое время шахтеры выйдут на улицу, что приведет к социальным катаклизмам, которые, конечно же, никому не нужны.
Мне кажется, что транспортный налог на отечественные автомобили можно было бы отменить не пять, а на семь-десять лет, как предлагали изначально. Кстати, хорошие меры господдержки были в Москве при Юрии Лужкове, они действовали при покупке малолитражных автомобилей. Тогда столичные власти выдавали кредит под ноль процентов».
«Я не знаю, что вообще можно перезапустить, если практически 70% комплектующих в так называемых отечественных автомобилях импортные. Поэтому я вообще не вижу никакой возможности обсуждать плюсы и минусы этого вопроса. Даже российская „Лада“ состоит на 70%, если не на 80%, из иностранных узлов и деталей.
Сейчас идут глупые разговоры о возобновлении выпуска «Москвича». Однако, когда «Ростех» выложил фотографии китайских автомобилей, то все поняли, что китайцы будут собирать свои машины на бывшем АЗЛК. После чего «Ростех» сказал, что он всего лишь хотел показать, как примерно будут выглядеть эти автомашины. То есть российского автопрома, — я много лет об этом говорю, — как не было, так и нет.
Любая страна, которая открывает у себя сборочное производство, старается добиться высокого уровня локализации. Конечно, не бывает стопроцентной локализации (или бывает, но крайне редко), но, например, Китай добивается 80-90-процентной локализации за два года.
Мы тоже якобы пошли по этому пути, когда дали возможность западным автоконцернам развернуть производство в России, причем предоставили им кучу льгот, налоговых и таможенных преференций. Расчет был на то, что локализация будет расти, появятся новые рабочие места, однако серьезные деньги, миллиарды рублей, уходили за кордон, а действительно российские автомашины, по сути дела, так и не появились.
И вот сейчас, когда многие иностранные автопроизводители и вовсе ушли из нашей страны, выяснилось, что локализация не превышает 30-40%. Вскрылась грандиозная афера XXI века. Так что все эти разговоры о перезапуске «Нивы» — это не более чем информационный шум.
Кстати, такая же история была с якобы российским представительским автомобилем Aurus, который также более чем на половину состоит из импортных комплектующих. Насколько я знаю, металлические кузовные детали для него привозят из Объединенных Арабских Эмиратов. Это не отечественный автомобиль, президента обманули, ввели в заблуждение».
«Возобновление выпуска „Нивы“ ухудшит безопасность дорожного движения и экологическую обстановку. Но если негативное воздействие на окружающую среду мы почувствуем не сразу, то тяжелых травм и даже смертей быстро станет больше, ведь эта машина без подушек безопасности.
Она рассчитана на наименее обеспеченную часть автомобилистов, на тех людей, которые еще пока не привыкли пользоваться опциями, обеспечивающими безопасность, и готовы ездить на чем угодно, лишь бы оно передвигалось. В основном они живут в селах, в малых городах. А те, кто уже поездил на иномарке, в том числе на тех машинах, которые производились в России, уже привыкли к определенному комфорту и безопасности, поэтому в такой автомобиль они не сядут.
Не уверен, что это решение стабилизирует ситуацию в российском автопроме. Учитывая некую динамику в доходах наших граждан, можно предположить, что, даже по таким ценам, повышенного спроса на эту машину не будет. Хотя готовятся программы льготного кредитования и все такое прочее, но, еще раз повторяю, речь идет о наиболее бедной части населения, которая, конечно, такие машины будет приобретать. Однако совсем не в тех количествах, на которые рассчитывают те, кто все это затеял».
Роман Трунов