Сербия — далеко не такая уж пророссийская, хотя многие по старой памяти пытаются ее представить чуть ли не оплотом русского мира в Европе. При этом сама РФ сделала практически все, чтобы утратить там свое влияние. Все институты мягкой силы были заброшены, а наш бизнес утратил интерес к сербским активам.
Да, еще на «старых дрожжах» многие симпатизируют русским, считая Россию старшим братом, да и ненависть к американцам остается социальным клеем для такого рода антагонизма. Однако экономически страна давно дрейфует в ЕС, аккуратно сотрудничая с Китаем.
Президент Вучич проводит крайне прагматичную политику в отношениях с другими странами, однако даже он не смог отстоять авиаперелеты и с середины марта Сербия прекратила авиасообщение с РФ.
Поколение людей, родившееся в 80–90-е годы, уже практически не ориентируется на Россию. Более пророссийским лидером боснийских сербов является Додик, однако его ресурсы несопоставимы с «большой» Сербией, хотя он умело оперирует доступными ему возможностями.
Отсюда вывод, что в случае нового конфликта на Балканах Россия уже вряд ли будет играть в нем ключевую роль, как это было в 90-е. Среди главных интересантов, помимо ЕС и США, в пасьянс добавляются Китай, а также Турция и коалиция игроков исламского мира, имеющая интересы в мусульманских районах Балкан.