Posted 1 августа 2022, 16:11
Published 1 августа 2022, 16:11
Modified 5 февраля 2024, 07:08
Updated 5 февраля 2024, 07:08
Резко обострившаяся накануне ситуация на границе Сербии и Косово приходит в норму. После того, как в воскресенье мир оказался буквально на грани новой балканской войны (подробнее читайте здесь), ночь на понедельник прошла относительно спокойно, на некоторых дорогах начали разбирать баррикады.
Однако забыть про Балканы не получится — регион, за которым еще в начале прошлого века закрепилось прозвище «пороховая бочка Европы», сюрпризы преподносит не по одному, а пачками. Достаточно сказать, что всего двумя неделями ранее распад предсказали еще одной части бывшей Югославии. Причем сделал это не кто-нибудь, а Милорад Додик — президент Республики Сербской, которая является составной частью де-факто конфедеративного государства Босния и Герцеговина (БиГ).
Так вот, по мнению Додика, как раз как государство БиГ нельзя считать успешным проектом, поскольку она превратилась в протекторат Запада и потому движется к нестабильности и дезинтеграции. А вот что касается Республики Сербской, то ей Додик желает стать «независимой, развитой и счастливой».
Неспокойно и в Хорватии, где на днях премьер-министр и президент обвинили друг друга в прорусскости. При этом президент Зоран Миланович позже признал, что отношения его государства с Россией являются недружественными, и высказал мнение, что это может перерасти в «нечто непредсказуемое».
Хотя точный подсчет вряд ли возможен, в среднем угроза новой войны возникает на Балканах не реже, чем раз в год. Сербы и косовские албанцы регулярно напоминают о себе миру, а потом демонстрируют готовность к компромиссу. Некоторые эксперты даже считают, что таким образом Косово и Сербия сигнализируют западным партнерам о необходимости продолжать экономическую помощь. А равно и о том, что если в этот регион не будут приходить в достаточном количестве прямые инвестиции, то конфликтов будет становиться больше, а жизнь на Балканах — все опаснее.
К кому на этот раз было обращено это представление, способное в любой момент из-за неосторожного действия или случайного выстрела превратиться в полноценную войну? В первую очередь, скорее всего, даже не к США (хотя именно американского посла косовские албанцы специально благодарят за вмешательство). Главный адресат, все же, Евросоюз и, особенно, Германия.
После 24 февраля европейские политики несколько раз заявляли, что им необходимо как можно скорее интегрировать «Западные Балканы» (так в ЕС называют еще не включенные в Единую Европу бывшие югославские республики, а также Албанию). Немецкий канцлер Олаф Шольц даже прилетал специально в регион, суля новые масштабные инвестиции и быстрое вступление в Евросоюз.
Правда, интеграцию эту обещают все же с оговорками. Тот же Шольц сказал, что Албания и Северная Македония отвечают всем требованиям для начала предметных переговоров о вступлении в ЕС — и они должны начаться как можно скорее. А вот с Сербией сложнее — ей сначала надо договориться с Косово о демаркации границ, ведь двух кандидатов, не признающих друг друга, в Европейский Союз одновременно взять явно не получится.
Собственно, сегодня, пожалуй, это главная проблема на пути интеграции региона в Евросоюз, куда, что важно отметить, стремятся не только албанцы, но и сербы, несмотря на их традиционную дружбу с Россией и отказ присоединиться к европейским санкциям против нее.
Проблема остается с тем самым Северным Косово, населенном преимущественно сербами. Официальный Белград хотел бы получить эту территорию и с ней вступать в ЕС, где, понятное дело, границы оспорены уже быть не могут. Косовские албанцы, со своей стороны, намерены присоединиться к ЕС в своих старых административных границах (в которых край находился в составе Сербии, а затем провозглашал свою независимость).
Правда, возможен и компромисс — обмен проблемными участками, при котором сербы передали бы Косово небольшие албанские анклавы в обмен на «северные территории». Однако такой размен непонятен и сомнителен для европейских и американских посредников, которые хотели бы закрыть вопрос, кардинально ничего не меняя. В конце концов, считают они, внутри ЕС уже не так важно, где эти границы проходят, а важно, где на каком языке говорят, а также соблюдаются ли в равной степени права всех национальностей.
Так что проблема остается в подвешенном состоянии, и так будет еще долго. Разумеется, при условии, что к власти в Косово или в Сербии не придет кто-то еще более горячий, чем нынешние лидеры, кто случайно или намеренно все же развяжет на Балканах новую большую войну.