«Мы решили, что избавимся от слишком большой энергетической зависимости, которую построили от России. Сначала уголь, теперь нефть. По газу более длительные сроки, потому что мы должны адаптироваться, мы не можем перейти с 40% до 0% в одночасье», — заявил глава европейской дипломатии Жозеп Боррель.
По факту, это озвученное стратегическое решение. Естественно, политическое. Разговоры про то, что бедная Европа замерзнет, так ей и надо — это уже разговоры в пользу бедных. Точно так же, как попытки представить все кознями США.
Европейцы сами совершили ошибку, подсев на монопольного поставщика стратегического товара. Никто их не заставлял и за руку не тянул — это было их решение.
Однако за дешевизной и объемами скрывались риски, которые накапливались и в итоге прорвались, как гнойник. Безопасность не бывает дешевой. В цене любого стратегического товара заложена в том числе и защита от угрозы шантажа этим товаром.
По сути, европейскую политику на энергорынке определяла Германия, она же и допустила просчет. Коррупция здесь сыграла роль или недальновидность — это дело немцев и европейцев решать.
Теперь принято единственное в подобной ситуации решение — «слезать с иглы». Оно непростое, оно травматичное, оно обойдется Германии и Европе в очень круглую сумму — собственно, в ту, которую они якобы сэкономили на дешевых и доступных ресурсах.
Боррель просто озвучивает эту позицию. Ни больше и ни меньше.
Анатолий Несмиян, блогер, аналитик