До сих пор бомбит от вчерашнего опроса ВЦИОМ про то, как россияне проводят свое свободное время. Это где выяснилось, что россияне страсть как любят рассказывать анекдоты и разгадывать кроссворды.
Проблема с этим опросом в том, что он проводился по опроснику — внимание! — 1992 года. Чтобы типа сравнить, как за 30 лет изменилось свободное время граждан.
Что может быть глупее? Очевидно же, что за 30 лет варианты проведения досуга некоторым образом изменились. Но в опроснике нет вариантов «играю в компьютерные игры», «сижу в соцсетях», «читаю новости в смартфоне», «смотрю YouTube», «смотрю сериалы». А вместо этого — кроссворды и анекдоты.
Поэтому на выходе мы получаем абсолютно бессмысленный результат, который вообще ни о чем не говорит и не имеет никакого отношения к действительности. Его сразу можно выкинуть в мусор. А ведь на проведение такого опроса тратились время и деньги.
Можно, конечно, выстроить далеко идущую теорию о том, что «социологи» намеренно выстраивают образ общества, которое так и живет по позднесоветским образцам поведения. И кладут эти отчеты в папочки «наверх», потому что те, кто «наверху», сами ментально живут в 1992 году, а то и в 1982-м. Но возможно, это просто непрофессионализм и наплевательское отношение к тому, что делаешь.
Алексей Шабуров, политолог