Конфликт с Западом окончательно переходит в формат битвы экономик — с газотурбинными сражениями, продовольственными маневрами, нефтяными баталиями и вообще столкновениями на всех возможных направлениях, где имеются острые точки соприкосновения противостоящих систем.
С российской стороны все очевиднее обнаруживается надежда на подмогу Генерала Мороза, который при отсутствии достаточных энергоресурсов в стане оппонентов должен содействовать долгожданному перелому, но этих изменений ждать еще до декабря. По весне и в начале лета делались ставки на Генеральшу Жару, однако Европа хоть и задыхается в дыму лесных пожаров и пребывает в полуобморочном состоянии, но пока держится. По состоянию на конец июля еще нельзя сказать словами Пушкина, что «ура, мы ломим, гнутся шведы».
Конечно, в запасе летней кампании еще имеется август, в котором внешние оппоненты обречены изнывать от духоты при снижении давления в газопроводе «Северный поток» и невозможности вследствие этого выработать достаточной электроэнергии для их кондиционеров.
Однако ответное санкционное удушье со стороны ЕС и США не менее ощутимо и Россией. Геополитический противник научился ставить палки в колеса, блокировать, разрушать и способствовать разрастанию кризисных явлений. Экономика РФ хоть и выдерживает запредельные нагрузки, но очевидно проседает на ряде направлений, постепенно дрейфуя к тревожным и опасным показателям.
Вопрос не в том, кто первый исчерпает свои потенциалы, а в том, что у них и у нас считается критической чертой. Конечно, у коллективного Запада гораздо больше возможностей и запасных вариантов, зато их болевой порог гораздо ниже российского. Для них и жара с холодами — неприемлемые обстоятельства, а для нас и голод с бедностью — вполне рабочая обстановка. Параметры истощения противоборствующих систем настолько различные, что ситуация предоставляет шанс дожать более сильного соперника, находясь в заведомо слабой и уязвимой позиции.
Используемый сейчас российским руководством принцип дзюдо, возможно, и приведет к тому, что на геополитическом поле будет зафиксировано патовое положение со всеми вытекающими обязательствами и договоренностями сторон. Но это вряд ли будет означать построение той модели многополярности, ради которой и затевалась вся нынешняя история. Для такого результата в нынешних условиях и с учетом принципиальности позиций и настроев требуется серьезный прорыв той стороны, которая настаивает на изменении мировой архитектуры, а без сильной экономики, высоких технологий и прочной и значительной союзнической коалиции такую планку взять затруднительно, если вообще возможно.
Поэтому при лучшем раскладе по окончании горячей фазы конфликта придется заниматься восстановлением, а не развитием, причем, похоже, по правилам той полярности, ради изменений которой все и начиналось.
Telegram-канал «Мастер пера»