«Иран не решится создать ядерную бомбу»

28 июля 2022, 17:08
Когда Тегеран подойдет к красной черте, Израиль использует все возможности, включая военные, чтобы не допустить этого, уверен востоковед Владимир Сажин.

Верховный представитель Европейского Союза по иностранным делам Жозеп Боррель считает, что в заключении «ядерной сделки» с Ираном настала пора принятия конкретных решений. Он подготовил текст соглашения с Тегераном «в котором подробно рассматривается отмена санкций, а также шаги в ядерном вопросе, необходимые для восстановления СВПД».

Напомним, что Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД) пяти стран постоянных членов Совета Безопасности ООН — США, КНР, Великобритании, России, Франции, а также Германии (5+1) с Исламской республикой был заключен 14 июля 2015 года. Он предусматривал отмену санкций против Тегерана в обмен на прекращение его ядерной программы. В 2018 году президент США Дональд Трамп заявил, что в связи с тем, что Иран не выполняет свои обязательства по СВПД, Соединенные Штаты выходят из сделки и вводят против Тегерана экономические санкции.

После прихода в Белый дом команды Джо Байдена в Вене начались переговоры о возвращении к иранской «ядерной сделке». Две основные стороны этих переговоров — Вашингтон и Тегеран — объективно заинтересованы в достижении соглашения. С Исламской республики, в случае возобновления СВПД, сняли бы международные санкции, что позволило бы ей резко нарастить продажу свой нефти на мировых рынках. Европейским странам и США поставки огромных объемов иранской нефти способствовали бы снижению галопирующих цен на этот энергоноситель. Однако есть разные причины, по которым сделка до сих пор не заключена.

О том, каковы шансы возвращения к сделке с Тегераном на фоне заявлений иранского руководства о том, что у них «все готово» для создания ядерной бомбы, обозревателю «Росбалта» рассказал старший научный сотрудник Института Востоковедения РАН РФ, эксперт по проблемам Ирана Владимир Сажин.

— Старший советник верховного лидера Ирана, глава Стратегического совета по внешней политике Камаль Харази заявил, что его страна «обладает техническими возможностями для производства ядерной бомбы». По его словам, уже проведены масштабные учения с тем, чтобы быть готовыми «нанести удар по территории Израиля, включая его дальние внутренние районы». Одновременно мы видим заявление главы европейской дипломатии Жозепа Борреля о том, что у европейцев уже есть удовлетворяющий все стороны компромиссный вариант ядерного соглашения с Ираном. На ваш взгляд, что все-таки будет с «ядерной сделкой»? Подпишут ее или нет?

— Здесь много внутриполитических моментов и сил, прежде всего, в Соединенных Штатах и в Иране, которые выступают против этой сделки. В США есть те, кто считает, что Иран в очередной раз обманет и даже после заключения соглашения будет продолжать работу над обогащением урана. В свою очередь, в Иране также уверены, что американцы уже один раз всех обманули.

С другой стороны, и администрация Байдена, и Иран объективно заинтересованы в сделке, хотя и по разным причинам. Для Байдена восстановление «ядерной сделки» с Ираном было одним из его предвыборных лозунгов.

С третьей стороны, в данной ситуации США выгодно снятие санкций с Исламской республики, прежде всего, в отношении экспорта ее нефти. Тегеран в этом случае мог бы выбросить на нефтяной рынок значительное ее количество. Американцам это было бы очень выгодно поскольку снизило бы цены на бензин.

— В США так существенно выросли цены на бензин?

— Конечно, и значительно! Кроме того, для Байдена, который возглавляет антироссийскую кампанию в мире, было бы выгодно, чтобы иранская нефть направилась в Европу. Иран, в принципе, может это сделать, потому что, по данным экспертов, все емкости для хранения нефти в Иране сейчас переполнены, даже его танкеры используются как нефтехранилища. Он, конечно, продает свою нефть и сейчас Китаю и Индии, но это не снимает его проблем с переполнением нефтехранилищ.

В Иране, по оценке специалистов, скопилось сейчас более 80 миллионов баррелей нефти. Естественно, он может одновременно выбросить большие ее объемы на рынок. Если, конечно, позволит ОПЕК.

Тегеран, несомненно, тоже заинтересован в отмене санкций, потому что из-за них его экономика в очень плохом состоянии и продолжение наложенных на него ограничений приведет его к тяжелым последствиям. Конечно, иранцы не будут есть траву, как северные корейцы, но поступательное движение (в экономике) будет катастрофически замедлено. Страна сможет только выживать, но не развиваться.

— Когда, по-вашему, может быть подписана «ядерная сделка»?

— По моему мнению, до ноябрьских выборов в американский Конгресс особых подвижек не будет. Иранцы, например, требуют, чтобы американцы убрали из списка террористических организаций Корпус стражей исламской революции (КСИР), куда его внес Дональд Трамп. Если это будет сделано, то принципиально ничего не изменится, потому что санкции против руководителей КСИР все равно останутся. То есть американцы ничего не потеряли бы если бы вычеркнули Корпус из списка террористических организаций. Однако перед выборами в Конгресс Байден такого шага допустить не может, потому что это выглядело бы как слабость, проявленная в отношении Ирана, и это стало бы очень важным фактором в борьбе республиканцев против демократов.

— А если «ядерная сделка» по тем или иным причинам все же не будет заключена и Иран все-таки создаст собственное ядерное оружие — насколько это изменит баланс сил в регионе и в мире в целом?

— Я не уверен, что Ирану разрешат создать ядерное оружие, потому что и американцы, и израильтяне очень внимательно следят за каждым, даже микроскопическим шагом Тегерана в развитии его ядерной программы. И, конечно, когда Иран подойдет к красной черте, Израиль использует все свои возможности, чтобы не допустить этого. А возможности такие у еврейского государства имеются, и в кибер-сфере, и в диверсионной, и в чисто военной.

Но, с другой стороны, я убежден, что Иран не будет создавать ядерное «изделие». Там понимают, к чему может привести их переход определенной красной линии. Но подготовку к производству такого «изделия» они будут вести. Сейчас в мире около десятка стран, которые в состоянии создать ядерное оружие очень быстро — буквально в течение нескольких месяцев. Это и Япония, и Южная Корея, и Аргентина, Бразилия и даже маленькая Голландия. Просто им это политически не нужно.

Иран осознает, что создание ядерного оружия может привести к серьезным последствиям не только со стороны Израиля, но и со стороны Соединенных Штатов. Не думаю, что это могла бы быть широкомасштабная сухопутная операция, но обе страны предпримут все необходимые усилия, чтобы не допустить этого.

Все это в Тегеране хорошо понимают, поэтому стремятся достигнуть лишь того уровня своей ядерной программы, когда создание ядерного оружия будет уже делом нескольких месяцев. Это станет серьезным фактором не только его внешней, но и внутренней политики.

— То есть после осенних выборов в американский Конгресс можно ожидать активизации переговоров по «ядерной сделке»?

— Это будет зависеть от результатов этих выборов. Если расклад сил в Конгрессе будет не в пользу демократов, то тут вступят в действие другие факторы, тормозящие движение к восстановлению СВПД.

Беседовал Александр Желенин

#Политика #Главное #Всегда актуально #В мире #Жозеп Боррель #Дональд Трамп
Подпишитесь