За пять месяцев геополитического кризиса российские кинотеатры предприняли немало попыток, чтобы остаться на плаву после ухода мировых кинопроизводителей. Не все оказались успешными: к началу мая в стране, по данным Ассоциации владельцев кинотеатров, закрылась треть всех кинотеатров.
Как выходят из положения те кинозалы, что еще не закрыли двери для посетителей? Есть ли шанс приучить россиян к болливудскому кино? Почему российских картин не хватает? Разбиралась корреспондент «Росбалта».
Одной из первых студий, приостановивших поставку фильмов в российские кинотеатры, стала Walt Disney Company, в которую входят Marvel, Pixar, Lucasfilm, Maker Studios и другие. За ней последовали Sony Pictures и Universal Pictures. Paramount также сняла с проката свои премьеры.
Warner Bros. отменила выход фильма «Бэтмен» в кинотеатрах России за день до официальной премьеры, затем — «Фантастические твари: Тайны Дамблдора» и супергеройский блокбастер от Marvel «Морбиус» с Джаредом Лето в главной роли.
Остались фанаты и без фильма «Человек-паук: Через вселенные 2», который должен выйти в октябре 2022 года. Не покажут в кинотеатрах и продолжение легендарной франшизы от Universal «Мир Юрского периода: Господство» с историческим триллером «Варяг». В топке — фэнтези-боевик от Disney Studios «Тор: Любовь и гром».
Все эти блокбастеры, с каким бы энтузиазмом их не критиковали представители старшего поколения и интеллектуалы — за наивность сюжета, «американщину», штампы и мейнстримность — приносили кинотеатрам от 70% до 90% выручки. Именно потому что на них ходили активно и целыми семьями. Столько прибыли не приносило ни качественное фестивальное авторское кино, ни российские картины.
«Нишевое кино и все остальное, конечно, нужно, однако бизнес кинотеатров строится на мировых хитах, — объясняет ответственный секретарь Санкт-Петербургской организации Союза кинематографистов России Александр Бабаян. — Когда идут блокбастеры, заработать можно очень много. И пусть даже между ними загрузка залов держится на уровне 5-10%, это поправимо. В новогодние каникулы, к примеру, прокат блокбастеров приносит четверть годовой выручки».
Доля русского кино в допандемийное время в кинотеатрах составляла около 30%, сейчас она — 60-70%. По словам Александра Бабаяна, нельзя сказать, что российские картины редко выстреливают. Вполне на уровне голливудских картин когда-то выдержали прокат «Сталинград», «Т-34», «Легенда № 17» и «Холоп». Однако даже если российскую киноиндустрию сейчас будут активно финансировать из федеральной казны (глава правительства Михаил Мишустин анонсировал поддержку отрасли в размере 5,5 млрд руб.), с учетом общей инерции массового старта фильмов стоит ожидать лишь через 1,5-2 года. Так как потребуется много времени на съемку, продюсирование, дистрибьюцию и маркетинг.
Региональный директор объединенной киносети «Синема Парк» Артем Бакиров дает похожий прогноз: массового релиза российских фильмов можно ждать примерно к концу 2023 года.
«Российское кино — хорошее, вопросов нет. Но уровень доверия к нему, спроса на него все же специфичны, — объясняет эксперт. — Он выше, чем на индийское или корейское кино, но его недостаточно для выживания».
Так, посещаемость кинотеатров сегодня упала намного сильнее, чем в суровые пандемийные годы, от которых отрасль только-только начала отходить. К слову, перед 2020 годом был еще 2018-й — печально прославившийся пожаром в «Зимней вишне» в Кемерово, который сильно ударил по трафику всех российских кинотеатров.
«2018 год мы отработали неэффективно, несмотря на качественный репертуар — люди боялись ходить в кино, постоянно были проверки, — вспоминает Бакиров. — В 2019 году мы доказали, что с безопасностью у нас все отлично, и хорошо заработали. Так вот, по сравнению с допандемийным 2019-м годом наша посещаемость упала почти на 60%, а доходы — на 51%. Если сравнивать с 2021 годом — посещаемость упала на 40%, выручка — на 34%. По итогам года прогнозируем падение до 70-75%».
Бабаян, в свою очередь, говорит, что выручка в сравнении с допандемийными годами упала в четыре раза, а в сравнении с январем 2022 года — в 2-2,5 раза.
Кинотеатры делятся на две категории: муниципальные и коммерческие. Проще, конечно, первым, так как они частично живут на государственные дотации и, как минимум, не платят за аренду. Хотя существуют с частными организациями в рамках тех же норм и правил и на том же контенте. А еще у них всего два-три зала, которые проще в эксплуатации.
«Кинотеатры на коммерческой основе представляют собой многозальники — это 10-14 залов в крупных ТЦ, — объясняет Бакиров. — И их нужно содержать: платить аренду, обслуживать кинооборудование, принимать гостей, платить зарплату сотрудникам. В общем, поддерживать репутацию, которую не хочется терять в считанные дни».
Александр Бабаян отмечает, что все зависит от бизнес-модели кинотеатра, уровня его закредитованности и договоренностей. По его мнению, труднее сейчас приходится маленьких кинотеатрам, нежели большим сетям, так как владельцы ТРЦ хотят видеть у себя, прежде всего, крупные бренды.
«Понимая, что киносети обеспечивают трафик посетителей в торговый центр, сейчас они идут на уступки, делают скидку на аренду. А еще кинотеатры со своими залами — это огромное количество площадей, которые невозможно быстро и дешево перепрофилировать, например, под торговлю. В этом смысле два зала прикрыть выгоднее», — говорит эксперт.
Представители кинотеатров не раз обращались к правительству с просьбой обеспечить поддержку в столь сложный период. Так, в письме участники рынка просили субсидировать в каком-то формате текущие расходы с дальнейшим возвратом денег в рамках кредитных обязательств. Но получили отказ — выдать субсидию на сумму 6,5 млрд руб. правительство оказалось не готово.
«Во время пандемии государство выделяло деньги кинотеатрам на зарплату сотрудникам — было бы неплохо, если бы помощь на таких условиях была оказана сейчас», — высказался Бакиров. Бабаян, в свою очередь, предлагает доплачивать кинотеатрам из федеральной казны за каждый проданный билет на российский фильм — хотя бы 50-100 рублей.
Другие представители отрасли отмечают, что кинотеатрам нужна поддержка даже не материальная, а юридическая, так как законодательная база в сегодняшних реалиях стремительно устаревает. Среди предложений — назначить госфонд для урегулирования вопросов отчислений правообладателям. Отчисления от кинотеатров смогут поступать на спецсчета, например, Фонда Кино. А все, что тот получает, должно идти на поддержку российских производителей и на отчисления зарубежным правообладателям. Фонд также может решать вопросы прокатных удостоверений и дубляжа.
Пока же никакой поддержки нет, кинотеатры прибегают к самым изощренным способам сохранить зрителя. Среди них — спортивные трансляции культовых матчей, показ советских фильмов, индийское и корейское кино и даже сериалы.
Популярен и пиратский контент: в июле стало известно, что число российских кинотеатров, показывающих пиратские копии голливудских премьер, выросло до 127 — такие цифры привела Ассоциация владельцев кинотеатров. Так, СМИ писали о том, что в кинотеатрах сети «Мираж Синема» в Петербурге, Пскове, Петрозаводске, Великом Новгороде, Мурманске, Архангельске проходит показ пиратских копий голливудских фильмов. Причем картины показывает не сама сеть, а компания «То Кино!», которой кинозалы сдаются в аренду.
«Мы показываем то, что разрешают, — рассказывает Артем Бакиров. — На наших экранах можно было смотреть финал Кубка России по футболу, до этого — финал „Лиги чемпионов“ по договоренности с „Матч-ТВ“. Разрабатывали историю с сериалами, но поняли, что это людям неинтересно — большой экран ассоциируется с картиной с завершенным сюжетом. Иногда удается показать прошлогодние хиты, на которые есть права и прокатное удостоверение».
По оценкам представителей отрасли, сейчас с рынка ушли порядка 25% кинотеатров. Ассоциация кинотеатров же в мае приводила еще более печальные цифры, которые свидетельствовали об уходе трети кинозалов.
«Для примера, несмотря на то, что с моего кинотеатра в городе Кириши в Ленобласти согласились не брать арендную плату, нам пришлось законсервировать все три точки — и в там, и в Тихвине, и в Ломоносове, — сообщил Александр Бабаян. — Ждем, когда станет что-то понятно с репертуарам, пока выпускаемые фильмы не имеют кассового потенциала».
Кинотеатры ждут возврат трафика в октябре и прогнозируют, что если его не будет, через полгода-год свою деятельность в стране свернут большинство кинозалов.
Анжела Новосельцева