Posted 27 июля 2022, 07:58
Published 27 июля 2022, 07:58
Modified 5 февраля, 07:08
Updated 5 февраля, 07:08
Еще до недавнего времени европейцы жаловались, что их накрыл энергетический кризис. Однако после сообщений из Москвы о том, что возвращенная турбина для «Северного потока» пока не может быть задействована и что сейчас придется снять и вторую, сократив газоснабжение еще больше, стало ясно, что это уже не просто кризис, а катастрофа. Как сообщают западные СМИ, европейские страны сейчас в панике из-за решения «Газпрома» снизить ежедневные поставки по «Северному потоку» до 33 млн кубических метров.
Уверения Байдена (еще задолго до нынешних событий), что российский газ можно быстро заменить американским сжиженным, оказались сказками. Как скрупулезно высчитали западные экономисты, заместить его не то что прямо сейчас, но и в ближайшие годы не получится — 40% поставляемого в ЕС газа импортируется из России. А зима, как говорится, уже на носу и спросит.
В связи с таким форс-мажором министры энергетики стран Евросоюза провели экстренное заседание. Как отмечает британская газета Express, «блок (стран ЕС) старается изо всех сил избежать кошмарного сценария на зиму». После бурных дискуссий представители стран ЕС согласовали чрезвычайный план по снижению использования «голубого» топлива на 15% с 1 августа 2022 г. по 31 марта 2023 г. Впрочем, несмотря на кажущееся единство Европы в вопросе газовой солидарности, при ближайшем рассмотрении ситуации очевидно, что каждому придется спасаться в одиночку.
В самом выигрышном положении оказалась Венгрия, заключившая с «Газпромом» (вопреки воле ЕС) новый долгосрочный договор на поставки газа и не собирающаяся, по словам главы МИД Петера Сийярто, добровольно убивать свою экономику. При этом 11 государств уже сами снизили потребление перед лицом газового «голода», хотя, казалось бы, иные друзья по ЕС могли бы и помочь. Однако Польша, ничтоже сумняшеся, устами своего министра климата и окружающей среды Анны Москвы заявила, что не будет делиться газом с другими. По ее словам, у Варшавы «есть безопасные поставки», газовые хранилища уже полны. Министр назвала неприемлемой со стороны ЕС «попытку навязывания обязательных механизмов редукции» (сокращения) потребления газа.
В отличие от Польши, по сообщению главы Федерального сетевого агентства ФРГ Клауса Мюллера, газовые хранилища Германии заполнены на 65%. В поисках способов выживания немцы обратили взоры на свою атомную энергетику, в крышку гроба которой сами вбили гвоздь в канун прошлого года, закрыв три из оставшихся шести АЭС и пообещав до конца этого остановить и их. Отключение «остатков» АЭС входит в глобальный немецкий план поэтапного отказа от ядерной энергетики. (Об этом я писала здесь.)
Отмечу, что за всю историю существования «мирного» атома в Германии работали (три еще продолжают) более двух десятков АЭС, а также несколько исследовательских реакторов. С 1957-го по 2004 гг. в стране были запущены около 110 ядерных установок. В свои лучшие времена немецкая атомная энергетика производила до 30% всего электричества — это больше по сравнению с нынешним ядерным ренессансом в России, а также выше показателя в США.
До японской аварии на АЭС в Германии эксплуатировались 12 АЭС (17 энергоблоков), а также восемь исследовательских реакторов. После нее было принято решение о немедленном отключении семи старейших немецких АЭС. А уже в начале июля 2011 г. правительство Ангелы Меркель выступило с инициативой об отказе в течение 11 лет от ядерной энергетики навсегда. К этому моменту в стране оставались девять работающих энергоблоков АЭС, которые по плану поэтапного их отключения планировалось закрыть до конца 2022 г.
Тогда немецкий план по ликвидации атомной энергетики естественно вписался в новый мировой энергетический переход. По данным Федерального статуправления, в начале 2020 г. возобновляемые источники энергии обеспечили более половины выработанного электричества. Предполагалось, что к 2030 г. 65% энергии в Германии будут давать ветряные турбины, солнечные батареи или биогазовые установки.
Однако сейчас, в разгар энергетической катастрофы, среди немецких политиков идут яростные споры вокруг темы о возвращении к АЭС как к спасательному кругу. «Зеленые» и социал-демократы в правительстве все еще против. Однако население уже готово: по данным опроса даже почти двухмесячной давности, 50% немцев за продление эксплуатации АЭС, 35% — против. Но также 53% опрошенных выступают против строительства новых АЭС. Интересно, что большинство немцев по-прежнему одобряют решение властей об отказе от атомной энергетики в принципе. Пока на властном уровне вопрос о продлении работы трех оставшихся АЭС, не говоря уже о расконсервировании недавно остановленных, не решен. Наверняка последнее объявление «Газпрома» о снижении газового потока станет мощным аргументом за возвращение к жизни части немецких АЭС.
В лучшем положении, казалось бы, Франция, где более 70% электричества генерируется атомными станциями. Однако и у нее возникли трудности. Из-за аномальной жары обмелели реки, откуда поступает вода для охлаждения реакторов, и они начали перегреваться. А это чревато авариями. Из-за приостановки работы энергоблоков ожидается на 50% падение производства электроэнергии. Самое, как говорится, время.
Вероятно, сокращение поставок российского газа в ЕС скажется и на выполнении плана испанских властей о поэтапном закрытии с 2023 по 2028 гг. всех ныне действующих в стране пяти АЭС. Во главу угла Мадрид поставил возобновляемую энергетику — ветряную и солнечную. Сегодня за счет такой альтернативы испанцы получают около 40% электричества. Атомные станции вырабатывают 22% (еще 39,5% дают тепловые).
Напомню, что в клуб европейских стран-отказников от ядерной энергетики входят Италия и Австрия, первыми остановившие свои атомные станции, Бельгия, Швеция и Швейцария, продолжающие их выводить из эксплуатации. Какие решения станут принимать власти этих стран относительно своих АЭС в новой газовой парадигме, пока неизвестно.
Однако если Запад и примет решение снова сделать ставку на «ядерное» электричество для снижения урона экономике от недостатка российского газа, при желании Москва может перекрыть и эти спасительные возможности. Достаточно только вступить в игру «Росатому» и отказаться от поставок ядерного топлива на «свои» АЭС, и все они встанут. Российские ядерные реакторы работают в 18 странах ЕС: по два — в Болгарии и Финляндии, шесть — в Чехии, по четыре — в Венгрии и в Словакии.
Европа, как сообщает немецкий телеканал N-TV, зависит от поставок обогащенного урана в еще большей степени, чем от нефти и газа. Около 40% ядерного топлива, поступающего в ЕС, закупается в России и Казахстане. В критической зависимости от этого российского сырья также и США.
Москва, сокращая «по техническим причинам» потоки «голубого» топлива, наверняка держит в запасе еще один «краник» — отказ от приема ядерных отходов из западных АЭС. Такое решение «утопило» бы страны ЕС в их собственном ядерном «дерьме», которым десятилетиями прирастала Сибирь при СССР и уже в новой России.
Именно поэтому ни ЕС, ни Америка не вводят никаких рестрикций против российских атомщиков. Однако ядерная дубина мирного атома о двух концах. И второй — в руках Кремля.
Алла Ярошинская