Posted 26 июля 2022, 13:35
Published 26 июля 2022, 13:35
Modified 5 февраля, 07:08
Updated 5 февраля, 07:08
Ситуация вокруг военного конфликта на Украине стала фактором, который заметно обострил углублявшийся годами кризис продовольственной безопасности. Например, цены на пшеницу с начала года к июню подскочили в полтора раза — хотя теперь плавно снижаются. По данным Продовольственной организации ООН (FAO), доля российской и украинской пшеницы превышает 30% в импорте пшеницы 50 стран, и 50% — 26-ти. То есть в десятках беднейших стран с населением в сотни миллионов человек заместить «выпавшие» после 24 февраля поставки попросту нечем.
Хотя, конечно, оценки сильно разнятся. Владимир Путин упоминал, что на Украине заблокировано немногим более 10 млн т зерна (5-6 млн т пшеницы). Владимир Зеленский называет число в 22 млн т. Его советник по экономическим вопросам Олег Устенко на днях вообще заявил, что Украина могла бы экспортировать 60 млн т зерна за 8-9 месяцев, если бы ее порты не были заблокированы. По его словам, можно было бы заработать $10 млрд, продав 20 млн т зерна, хранящегося сейчас, и 40 млн т из нового урожая. Советник Зеленского подчеркнул, что он в этом году составит 60 млн т, из которых 20 млн предназначены для внутреннего потребления. Украине, по словам Устенко, потребуется от 20 до 24 месяцев, чтобы экспортировать эти объемы зерна, если ее порты не будут функционировать должным образом.
То, что Украина вступила в новый агросезон без главного морского канала экспорта зерновых, чревато ситуацией, при которой мировой продовольственный кризис затянется минимум на год. Министр сельского хозяйства Николай Сольский предупредил, что лишившиеся сбыта украинские фермеры готовы сократить озимый сев на 30-60%, а весной заместить пшеницу и кукурузу более дорогими соей и подсолнечником. Уже сейчас многие украинские аграрии говорят, что оставят часть полей «под паром», — то есть не будут их засевать.
Вопросы разблокирования украинских портов для экспорта зерна обсуждались несколько месяцев, но только 22 июля удалось подписать соответствующий документ. Украина и Россия заключили с Турцией под эгидой ООН во дворце османских султанов Долмабахче в западном Стамбуле соглашение «Инициатива по безопасной транспортировке зерна и продуктов питания из украинских портов», которым снимается российское блокирование экспорта украинского зерна. Срок действия — 120 дней с возможностью пролонгации. Со стороны Украины документ подписал министр инфраструктуры Александр Кубраков, от Турции — министр обороны Хулуси Акар, от России — его коллега Сергей Шойгу. Специально на подписание из отпуска приехал генсек ООН Антониу Гутерриш.
После этого немедленно создаются инспекционные группы и общий координационный центр (ОКЦ), в который будут входить представители ООН и военные из Украины, Турции и России. Украинским портам потребуется около 10 дней для подготовки к экспорту, так что реальное движение судов начнется только через несколько недель. Соглашение обеспечивает безопасный проход в три украинских порта — Одессу, Черноморск и Южный — и выход из них при условии «де-факто прекращения огня» для кораблей и объектов их обслуживания.
В украинских территориальных водах суда будут двигаться согласованными безопасными маршрутами без военного сопровождения. Далее под контролем ОКЦ они проследуют по Черному морю к турецкому проливу Босфор, а там уже — к портам назначения. ОКЦ также должен контролировать, чтобы суда не перевозили оружие или любое военное снаряжение.
Отдельно ООН предусмотрела страхование судов, которые будут заплывать в Черное море, и потратила два месяца на переговоры со страховыми компаниями. Международная морская организация призвала частный сектор поучаствовать в соглашении, а также разъяснила, что такие компании не будут подпадать под санкции, наложенные на Россию.
Интересно, что раньше одним из потенциальных пунктов договоренностей было разминирование акватории Черного моря непосредственно у перечисленных портов. Правда, украинцев это очень беспокоило — они боялись высадки Россией десанта на одесском побережье, и в подписанном соглашении эта позиция отсутствует.
Украина объявила, что готовит все три указанных порта к возобновлению работы. Вход и выход в них и из них будут осуществляться только караванами, сопровождающими главное судно. В Администрации морских портов Украины начали составлять план их организации и попросили присылать заявки на включение в них судов.
Все, казалось, идет хорошо, — но уже на следующий день, 23 июля, Россия выпустила по порту Одессы четыре крылатые ракеты «Калибр». По крайней мере, две из них попали в портовые объекты. В Киеве поспешили заявить, что были обстреляны как раз хранилища с зерном на экспорт, правда, потом эту информацию сами же и опровергли.
В неловкой ситуации оказался министр обороны Турции Хулуси Акару, который со ссылкой на информацию из Москвы сказал, что ВС РФ не имеют «абсолютно никакого отношения» к обстрелу. «Поправлять» его пришлось официальному представителю МИД РФ Марии Захаровой, а затем и в российском минобороны подтвердили, что «ВС РФ высокоточными ракетами уничтожили на территории порта Одессы украинский военный корабль и склад поставленных США ракет Harpoon».
Потом появилась публикация в The New York Times, где неназванный источник в ООН утверждал, что ракетным ударом по порту Одессы Россия формально не нарушила зерновое соглашение, подписанное в Стамбуле. Мол, РФ не обещала не обстреливать те части украинских портов, которые напрямую не задействованы в экспорте зерна. Правда, в международной организации сразу отмежевались от комментария так и оставшегося неназванным чиновника, а ее генеральный секретарь Антониу Гутерриш безоговорочно этот удар осудил.
Что интересно, на Украине нет единства относительно «зерновых» соглашений. Во-первых, многие опасаются, что российские военные воспользуются ситуацией, чтобы высадить десант возле Одессы. Хотя, напомним, разминирования прибрежных вод не произошло. Во-вторых, принципиально стоял вопрос о том, что это не должно быть соглашение между РФ и Украиной. Именно поэтому советник главы Офиса президента Михаил Подоляк уже многократно подчеркнул, что Киев подписал его только с Анкарой и ООН, как и Москва. Однако недовольные на Украине все равно остаются — они теперь просто исходят из популярного здесь постулата о том, что «Все равно обманут».
Можно ли рассчитывать на ответную позитивную реакцию Киева? Надо сказать прямо: нельзя. На Украине пока к переговорам явно не готовы и их не хотят. Причем и «наверху», и «внизу».
Кирилл Карасев