Posted 26 июля 2022, 17:42
Published 26 июля 2022, 17:42
Modified 5 февраля, 07:08
Updated 5 февраля, 07:08
Депутаты Госдумы опасаются далеко уезжать от Москвы из-за того, что их в любой момент могут снова созвать на внеочередное заседание палаты, как это уже случилось две недели назад из-за необходимости утвердить перестановки в правительстве.
Напомним, 15 июля парламентариев «выдернули» из избирательных округов, чтобы одобрить назначение главы Минпромторга Дениса Мантурова вице-премьером РФ. После этого по Охотному ряду поползли слухи, что новые экстраординарные обстоятельства могут возникнуть уже в ближайшее время и депутатам надо быть наготове, чтобы снова собраться на внеплановое заседание в конце июля-начале августа.
Впрочем, пока никаких признаков его подготовки не наблюдается. Сомнительным выглядит и активно обсуждающийся повод для очередного экстренного сбора в виде возможной отставки нынешнего руководителя Счетной палаты Алексея Кудрина.
По утвержденному графику, народные избранники должны были работать в регионах до конца июля, а потом уйти в отпуск до сентября. При этом в мае они уже отдыхали сразу две недели, тогда как обычные граждане довольствовались лишь «обычными» праздниками. Между тем, на фоне спецоперации на Украине и в условиях санкций встал вопрос о том, имеют ли депутаты моральное право уходить в отпуск в столь непростое для страны время и тем более проводить его за пределами страны. И хотя в парламенте любят повторять, что «у политиков не бывает отпусков», спикер Госдумы Вячеслав Володин уже предложил сократить ежегодные каникулы депутатов с нынешних 42 дней до 28. А лидер «Справедливой России» Сергей Миронов вдогонку призвал также урезать и зарплаты народных избранников.
Инициативы депутатов говорят о стремлении встроиться в текущую канву и продемонстрировать близость к народу. И если Володин еще весной не разрешал депутатам ездить в Донбасс, то после открытой поддержки таких визитов российским президентом, сам отправился в ЛНР. Теперь же в Госдуме уже начали официально закреплять депутатов для работы с избирателями в этой республике и, по словам единоросса Виктора Водолацкого, желающих оказалось так много, что районов на всех не хватает.
При этом в Госдуме не могут ответить на вопрос о перспективах скорейшего вхождения в состав России Донбасса и контролируемых в настоящее время российской армией частей Украины. Отдельные депутаты утверждают, что соответствующие референдумы в Запорожской и Херсонской областях могут пройти предположительно в единый день голосования 11 сентября. А что касается ДНР и ЛНР, то там по вопросу о присоединении к России положительно проголосовали еще в 2014 году, так что предполагается, что новый плебисцит не нужен.
Тем не менее, по всему заметно, что парламентариев заблаговременно не посвящают в конечные планы СВО, и они подобно простым обывателям пытаются самостоятельно угадать дальнейшее развитие событий. Состояние, в котором сейчас пребывают депутаты, можно было бы назвать тревожной неопределенностью. И хотя в Госдуме сложился так называемый «донбасский консенсус» по вопросу поддержки СВО, дальнейшее затягивание спецоперации при отсутствии необходимых политических и экономических изменений грозит ему испытаниями на прочность.
Первый звоночек уже раздался со стороны КПРФ, где начали задавать острые вопросы, касающиеся проведения операции. Вместе с «эсэрами», коммунисты также высказали немало претензий и упреков в адрес правительства. По их оценке, оно не спешит переводить российскую экономику на мобилизационные рельсы и уклоняется от необходимых финансово-экономических преобразований, способных освободить Россию от нынешнего статуса «полуколонии Запада».
В электоральном плане заметны попытки КПРФ «окучить» так называемых «рассерженных патриотов», требующих более жестких и радикальных действий от властей как в ходе СВО, так и внутри России.
Что касается «Новых людей», то новую, пятую по счету, фракцию в Госдуме часто связывают с «системными либералами» во власти. Порой видно, что им не по себе от многих инициатив коллег по парламенту, вроде повсеместного запрета в России гей-пропаганды. И не потому, что поддерживают ЛГБТ — они опасаются перекоса в законотворческой деятельности, когда вместо дешевой ипотеки и хороших заработков российским семьям предложат довольствоваться исключительно духовными скрепами и патриотической пропагандой.
Между тем, Госдума, кажется, нашла свою нишу в сложившихся условиях. Это будет идеологическое оформление разрыва с Западом (если, конечно, таковой в действительности произойдет). Убедиться в этом можно будет, если Госдума, помимо всего прочего, денонсирует ряд международных договоров и соглашений, среди которых выход из ВТО и ряда других международных организаций, Парижского соглашения по климату и так далее.
Правда, есть опасения, что вместо подлинной суверенизации депутаты по традиции займутся ее имитацией, как они это до сих пор делали в том, что касалось защиты демократических принципов. Внешне будет казаться, что Россия превращается в оплот консерватизма и защищенный от иностранного влияния бастион. Именно на это направлены инициативы, которые депутатам предстоит рассмотреть этой осенью — о борьбе с англицизмами, выходе из Болонского процесса, запрете на суррогатное материнство и так далее. Однако параллельно с этим продолжится «закручивание гаек» во всех сферах и под любыми благовидными предлогами. Так, например, в весеннюю сессию депутаты запретили допускать иноагентов на митинги, а заодно ограничили в правах на шествия и демонстрации остальных граждан.
Если главная задача российских властей — избежать социально-политической турбулентности в стране, что бы ни происходило, то Госдума в этом может стать надежным подспорьем. При этом оппозиционным депутатам не стоит питать иллюзий, что будут востребованы их рецепты «экономического чуда». Речь про неоднократные попытки принять законы об отмене повышения пенсионного возраста, возвращения к прогрессивной шкале подоходного налога, национализации ключевых отраслей экономики, введения монополии государства на внешнюю торговлю, госконтроле над ценами и тому подобных. Все они, без сомнения, будут блокированы в Госдуме парламентским большинством.
Одно из немногих, что дозволят депутатам, — это поинтересоваться у министров об успехах импортозамещения без возможности отправить их в отставку в случае неудачи. Во всем остальном от законодательной ветви власти ожидается оперативное одобрение антикризисных пакетов законопроектов. И желательно без лишних вопросов — российский парламент постепенно превращается в место, где просто не будет времени на дискуссии.
Елена Земскова