Павел Пряников. Как ЕС и США преодолевают энергокризисы

26 июля 2022, 20:26

С одной стороны — европейское бухгалтерское начальство сейчас плачется по последствиям энергокризиса, с другой стороны — бравые российские служаки радостно верят, что Европа вот-вот загнется. Но по меркам энергетического шока 1973-74 годов никакого кризиса в Европе пока нет.

Вспомним, что испытывал Запад полвека назад, когда в октябре 1973 года петрократии Персидского залива объявили эмбарго на поставки нефти в США, Западную Европу и Японию.

В начале 1974 года 25% американских бензоколонок стояли без топлива, а на остальных были километровые очереди. Американцам, номера чьих машин заканчивались на четную цифру или на букву, позволялось заправляться лишь по четным числам. Остальные заправлялись по нечетным. Для грузовиков в США ввели нормирование топлива.

Но тяжелее всего традиционно переносила эмбарго Европа (она всегда платит дороже всех за кризисы). В Голландии ввели тюремное заключение за превышение отведенного лимита на потребление электроэнергии. Британский премьер Тед Хит призвал отапливать зимой лишь одну комнату в доме. В Британии, Италии, Норвегии, Швейцарии и других европейских странах запретили летать, ездить на машине и плавать на катере по воскресным дням. Во Франции инспекторы совершали внезапные рейды по офисам, магазинам и производствам, измеряли температуру и штрафовали, если она превышала установленные 20 градусов.

Одним из направлений энергетической политики ЕЭС с начала энергокризиса стало развитие атомной энергетики. Успехи ЕЭС в этой сфере были впечатляющими. С 1979 по 1986 год доля электричества, производимого на европейских АЭС, возросла с 12,3% до 35,6%. Это стало существенным фактором снижения зависимости Европы от импорта нефти, поскольку именно из нее в 1973 году вырабатывалось 30% электроэнергии. Особенно преуспела в АЭС Франция. В 1973-м доля ядерной энергии в общем объеме производства электроэнергии во Франции составляла 8%, к 1983-му она выросла до 49%, а к 1990-му — до 75,2%.

В 1975, 1979 и 1985 гг. в ЕЭС были приняты три последовательные программы НИОКР в области неядерной энергетики. В рамках этих программ происходила разработка методик оптимизации солнечных панелей, получения энергии из биомассы и отходов, проводились исследования перспектив геотермальной и ветряной энергетики.

Программы по энергосбережению в Германии позволили к середине 1980-х снизить энергопотребление на единицу продукции на 25%. Тогда же началась программа «велосипедизации» Европы.

Через полгода эмбарго было отменено, но маховик роста цен был запущен — в течение 1974 года цена на нефть выросла вчетверо, с $3 до $12 за баррель. Как и сегодня, тогда во многих странах наступила стагфляция — одновременное сокращение производства и повышение цен. Так, в США с 1972 по 1974 год инфляция выросла с 3,3% до 11,1%; во Франции — с 6,1% до 13,7%; в Японии — с 4,8% до 23,2%; в Англии — с %7,1 до 16%.

А в США, изобилующих собственной энергией и военным кулаком, пошли по другому пути. Президент Рейган в течение первых же недель своего пребывания у власти отменил «температурный режим» в правительственных зданиях, введенный еще в 1974 году, а также отдал демонстративный приказ о демонтаже солнечных батарей, которые были установлены на крыше Белого дома его предшественником президентом-демократом Картером. К 1985 году истекло действие налоговых скидок, направленных на стимулирование повышения энергоэффективности жилого сектора, и федеральное правительство не пошло на их продление.

США сделали стратегический нефтяной резерв, стали работать над технологией гидроразрыва пласта, что позже позволило добывать сланцевую нефть. Вложили огромные инвестиции в добычу газа, расширили добычу угля. Также Америка нашла альтернативные источники поставки нефти (Нигерия, Норвегия, СССР, Канада, Мексика)

Вероятно, и в этот энергокризис для борьбы с ним США и Европа выберут уже проверенную временем, проторенную дорожку для каждого.

Павел Пряников, журналист

#Экономика и бизнес #Всегда актуально #Реакция
Подпишитесь