Новые правила установления инвалидности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2022 г. N 588 «О признании лица инвалидом», поэтапно вступают в силу с 1 июля 2022 года. Также они заменят временный порядок установления инвалидности, принятый в связи с пандемией коронавируса COVID-19.
О том, что меняется для граждан, которые хотят получить статус инвалида, рассказали петербургские юристы, много лет работающие в этой сфере.
«Одно из основных изменений касается направления на медико-социальную экспертизу (МСЭ). По новым правилам оно выдается только медицинскими организациями. Ранее это могли делать также органы пенсионного обеспечения или органы социальной защиты, но на практике эта возможность почти не использовалась.
Более существенным и затрагивающим права граждан можно считать новый порядок действий в случае отказа медицинской организации в направлении на медико-социальную экспертизу: если раньше гражданин мог в этом случае самостоятельно обратиться в бюро МСЭ, то теперь можно только обжаловать отказ. В практике нашей организации мы сталкивались с необоснованными отказами поликлиник оформлять направления на МСЭ, с нарушениями сроков, отказами врачей заполнять направление и другими трудностями, особенно это касалось людей, проживающих в психоневрологических интернатах. Поэтому невозможность для человека обратиться напрямую в бюро МСЭ даже с учетом возможности обжалования вызывает серьезные опасения нарушения прав.
Другим важным изменением в процедуре установления инвалидности является признание рассмотрения документов без личного присутствия гражданина общим правилом. В документе 2006 года общий порядок предусматривал личное присутствие, а заочная форма существовала для отдельных случаев. Сейчас заочная форма становится общим правилом, а личное присутствие предполагается в отдельных случаях, в том числе, если сам человек выбрал такую форму. Также обязательное личное присутствие предусматривается для людей, которые живут в стационарных организациях социального обслуживания.
Это очень важная норма, которая может способствовать соблюдению прав проживающих в ПНИ: часто индивидуальная программа реабилитации или абилитации таких людей заполняется формально, без учета индивидуальных потребностей человека, то есть в нее не включаются необходимые мероприятия по реабилитации и технические средства. В этом смысле обязательное личное участие людей из интернатов при проведении экспертизы позволит экспертам МСЭ более внимательно подойти к определению необходимых для них реабилитационных или абилитационных мероприятий.
В будущем по новым правилам предусматривается проведение медико-социальной экспертизы не просто заочно, а «без доступа к персональным данным». Это изменение, вероятно, должно гарантировать беспристрастный подход сотрудников бюро МСЭ к обратившимся за установлением инвалидности. Но при этом заявители по-прежнему не защищены от общего подхода внесения в программу только минимума мероприятий и технических средств, а также внесения более дешевых технических средств, даже если есть показания для внесения более дорогих — все это часто встречается на практике. В этих случаях заявители вынуждены обжаловать решения, получать дополнительные заключения и так далее, что значительно усложняет процесс установления инвалидности и получения индивидуальной программы реабилитации или абилитации (ИПРА)».
«Многое покажет практика, причем после введения всех новых правил — ведь предполагается, что они будут вводиться поэтапно. Но сейчас я считаю, что в целом новое постановление — шаг назад от концепции инвалидности как явления в первую очередь социального к медицинской модели. Это выражается в том, что теперь обжаловать отказ в направлении на МСЭ человек может только через медицинскую организацию.
Вот у человека есть заболевание, есть вызванные им функциональные нарушения и есть связанные с ними ограничения жизнедеятельности. Последние ранее сами по себе могли быть поводом для направления гражданина на МСЭ — если направление давал, например, пенсионный фонд или собес. А для медиков основанием для направления пациента на МСЭ являются имеющиеся у него функциональные нарушения. Но эти нарушения могут быть минимальными с точки зрения медицины, при этом ограничивать жизнедеятельность человека.
Например, при определенных заболеваниях от тела исходит неприятный запах — очевидно, что у таких людей возникают проблемы с перемещением в общественном транспорте. Но эти люди не обеспечиваются никакими препаратами, эти запахи нейтрализующими. Или человек с функциональными нарушениями так выстраивает свою жизнь, что не обращается к врачам постоянно — например, не вызывает «скорую» при каждом приступе, так как он или его близкие и сами знают, что делать. А потом на комиссии ему могут сказать: «У Вас было всего одно обращение к врачу в год. Значит, у Вас нарушения скомпенсированы, в поддержке Вы не нуждаетесь». Но может быть так, что медицинские вопросы сбалансированы, а социальные — нет.
Вот что еще мне не понравилось: по новой схеме, если человеку по Индивидуальной программе реабилитации (ИПРА) полагается, например, дорогостоящий протез, то Фонд социального страхования имеет право приостановить рассмотрение заявки на обеспечение гражданина этим протезом и попросить бюро МСЭ пересмотреть его ИПРА. Это дополнительный повод для сговора чиновников, которые могут рассудить так: «Зачем нам тратить такой дорогой протез на 60-летнего?»
Что радует — сделан акцент на информировании граждан. То есть на каждом этапе медицинская организация обязана надлежащим с точки зрения закона образом проинформировать гражданина: «Ваше заявление принято», «По Вашему заявлению принято такое-то решение». Раньше с этим были большие проблемы — гражданину нужно было постоянно писать заявления на получение информации.
Хорошо, что разделили обследования для людей до 18 и после 18 лет. Плохо, что теперь установлен конкретный перечень этих обследований, тогда как раньше гражданин мог принести самостоятельно собранные подтверждения своих функциональных нарушений».
Игорь Лунев