Posted 26 июля 2022, 08:22
Published 26 июля 2022, 08:22
Modified 1 февраля, 18:56
Updated 1 февраля, 18:56
В интеллектуальном классе современной России еще в 90-е годы произошел культурный разрыв, когда одни читали, к примеру, Липсета и Роккана, а другие — Саттона и Эпперсона.
Одни стремились приобщиться к современной мировой науке, компенсировав последствия идеологической цензуры. Другие, находясь в состоянии фрустрации и разочаровавшись в марксизме-ленинизме, искали единомышленников и находили их в среде сторонников мировых заговоров (которых эта цензура раньше тоже не пропускала).
Общим здесь было заимствование с Запада, свойственное российской культуре (если обратиться к истории XIX века, то не только западникам, но и славянофилам). То есть каждый брал с Запада то, что ему было ближе — либо мейнстрим, либо конспирологию.
Тем более что и у конспирологов был определенный статус — Саттон имел докторскую степень и несколько лет проработал в Гуверовском институте, а из предисловия к русскому изданию книги Эпперсона читатель первым делом узнавал, что «автор окончил университет штата Аризона и является специалистом по политическим наукам».
Первоначально эти два сообщества пересекались довольно редко. Но сейчас читатели Липсета все чаще сталкиваются с аргументами из неведомого для них мира, где, если проводить аналогию с прошлыми временами, бродят псоглавцы и султаны турецкий и персидский «что ни судят, все неправильно» (а в современном варианте — сражаются между собой Ротшильды и Рокфеллеры и правит тайное мировое правительство).
Эти аргументы звучат с телеэкранов, их много в интернете, идет проникновение конспирологии и в научную среду. А серьезные исследования конспирологии в России только начинаются — в частности, в 2022 году на эту тему вышла книга Виктора Шнирельмана «Удерживающий. От Апокалипсиса к конспирологии».
Алексей Макаркин, политолог — для Telegram-канала Bunin&Co