Петербург, по оценкам экспертов, остается в России одним из самых популярных городов для путешествий. В нынешнем году Северная столица вошла в топ привлекательных направлений по соотношению цена-качество.
Сможет ли внутренний туризм компенсировать Петербургу отсутствие иностранных гостей? И какие путешественники из-за рубежа, несмотря ни на что, приезжают в наш город? Об этом «Росбалту» рассказал председатель Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Сергей Корнеев.
Полностью беседу можно послушать в подкасте «Включите звук».
—Сергей Евгеньевич, как бы вы охарактеризовали туристический сезон в Петербурге на его пике, в самой середине лета? Можно ли делать какие-то прогнозы уже сейчас?
—Ну, конечно, прогнозировать очень сложно. Мы живем в нескольких сценариях, которые динамично меняются в зависимости от ситуации. К сожалению, последние несколько лет нас к этому уже приучили. Пандемия пришла внезапно, остановила туристские перемещения во всем мире. После этого начался очень осторожный период восстановления.
Есть такой термин —«глубина продаж». До пандемии кто-то уже за год знал, когда и куда он поедет. Сейчас люди принимают решения, в зависимости от той информации, которую они получают практически в последний момент. Пандемия и санкционное давление, конечно, перемешали планы людей. Поэтому всей индустрии гостеприимства приходится работать с колес. Это сложно, потому что в любом бизнесе важна стратегическая составляющая.
—Почему считается, что важная экономическая и психологическая планка, которую надо преодолеть Петербургу — больше 5 млн туристов?
—Да, есть такой мировой критерий в индустрии гостеприимства. Если количество гостей в течение года больше, чем количество жителей, то туризм для этой местности—системообразующая отрасль экономики. У нас было 10,5 млн гостей в 2019 году. Из них примерно половина —иностранные туристы со всего мира. Очень успешный был год: заработала электронная виза, было большое количество транспортных маршрутов, активно развивалось скоростное сообщение между Санкт-Петербургом и Москвой.
Загрузка гостиниц Петербурга в 2019 году была примерно 75% в среднем за год. Причем туризм считается самым большим экономическим мультипликатором. По оценкам экспертов, более пятидесяти отраслей экономики прямо или косвенно связаны с деньгами туристов, их обслуживанием. Например, если работает гостиница, то работают и поставщики продуктов питания, химчистки, транспорт, который перевозит гостей. Целая цепочка!
Главное достижение двух последних лет в том, что отрасль сохранилась, что ни одна гостиница не ушла с рынка. Сокращения занятых в отрасли были в 2020 году, когда казалось, что туризм может вообще и не восстановиться в ближайший год. Но в 2021 году ситуация стабилизировалась на вот той самой точке «ноль», когда загрузка инфраструктуры около 50%. 5 млн туристов —это то минимальное значение, которое сохраняет оборот отрасли.
—Мне сейчас Петербург немного напоминает Ленинград моего детства: восьмидесятые годы, и иностранную речь практически не услышишь.
—Мы получились статистику МВД по регистрации иностранных граждан в гостиницах за первое полугодие: около 120 тысяч зарубежных туристов уже побывали с начала года в Санкт-Петербурге. Это туристы из Казахстана, из Азербайджана, из других бывших советских республик; туристы из Турции, арабских стран, немного из Индии.
—При всем уважении к гражданам бывших советских республик, они вряд ли компенсируют тот объем, который шел из Европы до пандемии. А теперь у нас еще и тяжелая внешнеполитическая обстановка, значит рассчитывать на жителей Старого Света, скорее всего, нельзя.
—Есть достаточно большой перечень стран, не присоединившихся к санкциям. Главный элемент санкционного давления —это нарушение прямой логистики. К нам и сейчас обращаются фирмы из Европы. Они готовы подумать о восстановлении туристских поездок в Санкт-Петербург, но не понимают, как их организовать через пересадочные узлы. Это очень дорого, не все к этому готовы.
Но давайте опять посмотрим на 2019 год: 60% из 5 млн приехавших к нам иностранных туристов были гостями из стран, сегодня не присоединившихся к санкциям. Это Китай, страны СНГ, большой Ближний Восток, Иран, Индия, Таиланд, Вьетнам, Латинская Америка.
— Все эти люди уже едут к нам, или вы только прогнозируете их возвращение?
—Мы работаем над этим. С каждой страной разная ситуация. Я говорил, что у нас сейчас на первом месте страны СНГ. Прежде всего, Казахстан, Азербайджан, Армения, Узбекистан, Белоруссия. У них высокий средний чек, они приезжают в Петербург на полноценную туристскую поездку на длительный срок, часто семьями. Если траты российского туриста за период пребывания в Петербурге в прошлом году составляли 32 тысячи рублей, то у туристов из стран СНГ—63 тысячи рублей. Почти в два раза больше за счет более длительного пребывания.
С другой стороны, сейчас по соотношению цена-качество туристские предложения Петербурга очень привлекательны. Нет прежнего количества иностранных гостей, но вся инфраструктура работает. И это уникальное предложение для российских туристов.
—Хорошо, российский турист приехал, один раз увидел своими глазами Дворцовую площадь, как разводятся мосты, посетил Эрмитаж. А чем его заманить во второй раз, в третий и так далее?
—Еще когда пришла первая волна пандемии, в 2020 году, мы провели голосование среди профессионалов отрасли из разных регионов России и мира. Экспромтом родилась опция: «Главный туристский продукт Санкт-Петербурга —это его особая неповторимая атмосфера».
Мы стали разбираться, что это такое? И поняли, что это все вместе: ты погуляешь по городу, выпьешь чашку кофе на берегу Невы, посмотришь на Стрелку Васильевского острова, неожиданно окажешься в обстановке праздника, а потом попадешь на авторскую экскурсию.
Атмосфера нашего города как туристское предложение —это классические музеи и общественные пространства, арт-проекты и выставки, городские праздники и гастрономический туризм, это свадебный туризм и даже промышленные объекты, интересные для гостей города.
В общем, у нас много предложений, которые надо просто упаковать, и о них рассказать. Мы говорим, у нас есть еще многое, что вы не видели! И вот это та база, от которой мы отталкиваемся в нынешнем году.
Беседовать Антон Гарнов