В последние месяцы в России часто обсуждается, сколько потеряли из-за санкций отечественные олигархи (или просто весьма состоятельные люди). Только в EC замороженными оказались активы на сумму до 14 млрд евро, в Великобритании — не менее 10 млрд евро, а в Швейцарии — около 6,7 млрд франков.
Потери тех, кто вкладывался в российские акции, оказались в итоге не столь уж катастрофическими — индекс MOEX снизился с середины февраля на 38%, при том что рубль укрепился почти на 30%.
Однако гораздо реже вспоминают о тех, кто оказался «без вины виноватым» не из-за колебаний рынка (пусть даже и обусловленных политикой), но от санкционных мер в отношении неопределенно широкого круга лиц, предпринятых с обеих сторон. Речь идет о россиянах, которые непатриотично вложили средства в иностранные ценные бумаги. К концу прошлого года таковых было, согласно консенсусной оценке экспертов, около 5 млн человек, а сумма вложений превысила 2 трлн рублей.
Санкционная война «прошлась» по ним несколько раз. Когда Банк России 28 февраля заблокировал вложения иностранцев в российские бумаги, было ясно, что ответные меры — дело времени. В марте европейская расчетная компания Euroclear заблокировала счета Национального расчетного депозитария — крупнейшего депозитария ценных бумаг в России. 30 мая Банк России фактически заблокировал сделки с иностранными ценными бумагами, которые торговались через Санкт-Петербургскую биржу, а 20 июля издевательским решением рекомендовал банкам «приостановить продажу неквалифицированным инвесторам иностранных ценных бумаг».
Я подчеркиваю издевательский характер этого решения, так как оно повышает порог «квалифицированности» для инвестора с 5 до 30 млн рублей, которые тот готов проиграть на рынке, и, что особенно цинично, исключает из перечня запрещенных акций бумаги тех компаний, «которые ведут экономическую деятельность в Российской Федерации», что делает инвесторов зависимыми от политических решений, принимаемых этими корпорациями.
В результате сложилась ситуация, пострадавшими от которой оказались миллионы россиян, поверивших, что их страна является нормальной частью глобальной экономики и соблюдавших при этом все российские законы (те, кто имел счета за границей, могли инвестировать хранившиеся на них средства и не столкнулись с описанными проблемами). Банк России, начав войну блокировок средств 28 февраля, 20 июля фактически лишил россиян последних надежд воспользоваться своими средствами.
Конечно, все это делается под рассуждения о том, что это Запад ввел в отношении России финансовые санкции. Но этот аргумент не учитывает того, что удар был нанесен по Банку России, госкорпорациям и подсанкционным гражданам, тогда как российская сторона изначально ограничила возможность вывода из страны активов частных западных инвесторов. Все последующие действия носили обоюдоострый характер, однако единственным вариантом решения проблемы сейчас может быть взаимная разблокировка средств, на которую Москва идти не собирается.
Так что отечественные рисковые инвесторы, видимо, обречены ждать окончания санкционной эпохи, какового пока никак не просматривается…
Владислав Иноземцев, экономист, политолог — для Telegram-канала «Кремлевский безбашенник»