4 июля ФСК ЕЭС — федеральный монополист — внезапно и совершенно незаконно, по мнению красноярских энергетиков, отключил электроэнергию на объектах компании «Крассети» в Минусинске. Что это, ошибка персонала или что-то посерьезнее? Давайте разбираться.
Сразу отметим, что до сих пор подача электроэнергии полностью прекращена. В связи с этим вот уже более трех недель добросовестные потребители, в полном объеме оплачивающие услуги ФСК ЕЭС, не могут осуществлять свою деятельность.
В их числе подразделения компаний «Ростелеком», «Эвенкиягеофизика», «КСК», «Таймер», ИП «Аккерман», объекты постовой охраны Росгвардии.
Как утверждают в ООО «Крассети» (красноярской электросетевой компании), без электроэнергии также остались системы пожаротушения и водоснабжения подстанции «Минусинская опорная», а в летний период это является угрозой чрезвычайных ситуаций совершенно другого масштаба, притом что недавно пожары бушевали на близлежащих территориях.
Недовольство потребителей растет, убытки множатся, но все попытки региональных энергетиков разобраться в вопросе и возобновить подачу электроэнергии встречают сопротивление со стороны ФСК ЕЭС.
Что касается ущерба, то, по словам Павла Быкова, исполнительного директора «Крассетей», уже на четвертый день отключения электроэнергии компания получила претензии от потребителей по компенсации убытков на сумму до 60 млн рублей, не считая вышедшего из строя оборудования, которое предварительно оценивают в 160 млн рублей. Весь ущерб, который предъявят к «Крассетям» потребители, компания намерена взыскать с ФСК ЕЭС в судебном порядке.
Поражает бездействие со стороны правоохранительных органов, которые должны были молниеносно реагировать на незаконное, по мнению руководства «Крассети», отключение электроэнергии, ведь объекты компании относятся к той категории электроснабжения, для которой по закону допускается перерыв в подаче энергии не больше одного часа.
Таких действий не последовало. Давайте посмотрим на ситуацию более детально.
Павел Быков ранее подробно изложил «Росбалту» свою версию событий.
По его словам, ФСК ЕЭС сократили подачу электроэнергии в 4 раза от договорных величин для большей части потребителей с 22 июня, а всех остальных отключили с 4 июля. До сегодняшнего дня две линии электропередач на подстанции в Минусинске отключены полностью. «Для современной энергетики это беспрецедентный случай. Обычно отключению предшествуют предупреждения, предписания, акты. Это согласно закону. А здесь произошло полное отключение, причем ночью и без каких-либо уведомлений», — отметил Быков.
В пресс-службе ФСК ЕЭС тогда отказались давать комментарий о причинах отключения по телефону и попросили прислать письменный запрос. Однако ни на момент выхода первой публикации, ни теперь письменного комментария «Росбалту» не предоставили.
Не найдя объективных причин происходящего, руководство «Крассетей» в свою очередь направило два обращения — в прокуратуру и Ростехнадзор — с просьбой разобраться в ситуации, найти виновных и устранить нарушения. Однако до сегодняшнего дня никакой реакции со стороны правоохранительных и контролирующих органов не последовало.
Появились лишь новые проблемы и очередные убытки, на которые руководство «Крассетей» указало в обращении на имя начальника ГУ МВД России по Красноярскому краю Александра Речицкого.
На сегодняшний день напряжения нет уже три недели. При том, что никаких задолженностей перед ФСК ЕЭС нет ни у «Крассетей», ни у их потребителей, что, по словам Быкова, подтвердили в договорном отделе федеральной компании. Никаких аварий в сетях, которые могли бы привести к отключению, тоже не было.
Местная энергокомпания попыталась восстановить электроснабжение, получив 15 июля письменное заверение ФСК ЕЭС об отсутствии каких-либо технических ограничений. Но, по всей видимости, такие ограничения были, и сразу после включения объектов 18 июля произошло их автоматическое отключение. Спустя несколько часов потребители стали сообщать, что на их производственных объектах после включения, а затем внезапного отключения электроэнергии появился запах гари.
«При проверке оказалось, что произошел массовый выход из строя вычислительного оборудования. По предварительным оценкам, его стоимость может составить более 160 млн рублей. В настоящее время по требованию потребителей сформирована совместная комиссия, которая работает над уточнением объема вышедшего из строя оборудования и оценкой материального ущерба, причиненного действиями ФСК ЕЭС», — говорится в обращении в МВД.
Краевые энергетики полагают, что к случившемуся могла привести одна из двух причин.
Первая: «в электроустановки подстанции „Минусинская опорная“ были самовольно установлены устройства, действие которых привело к отключениям и массовой аварийности. Все это произошло с грубейшим нарушением отраслевых нормативно-технических документов и стандартов ПАО „Россети“ и ПАО „ФСК ЕЭС“, без проекта и обязательных согласований с нами и субъектом оперативно-диспетчерского управления».
Косвенно, по мнению руководства «Крассетей», на это может указывать тот факт, что на требование допустить их специалистов на подстанцию «Минусинская опорная», чтобы осмотреть оборудование и выявить причины отключения ячеек № 22 и № 31, представители Хакасского предприятия магистральных электрических сетей (ХПМЭС, филиал ФСК ЕЭС) ответили отказом.
Краевые энергетики полагают, что таким образом в компании пытаются скрыть следы своего вмешательства в электроустановку. «На прямые запросы об установленном оборудовании, которые мы направляли 8 и 13 июля, приходят уклончивые ответы о работе некой технологической защиты, которые, по сути, ничего не объясняют: что это за оборудование, чем предусмотрена его установка. Так, ХПМЭС в своем письме от 15 июля указывает, что в ячейках № 22 и № 31 установлен неизвестный тип „технологической защиты ТЗПМ“, но стандарты ПАО „Россети“ и ПАО „ФСК ЕЭС“ и отраслевые нормативно-технические документы не содержат описание таких устройств. Это значит, что законного пути для ввода их в действие нет», — отмечают в руководстве «Крассетей».
Вторая причина, по версии энергетиков, может заключаться в том, что «персоналом ХПМЭС без наличия на то соответствующих прав, обусловленных как отраслевыми документами, так и заключенным между нами договором, были внесены изменения в настройки существующих систем релейной защиты, а именно максимальной токовой защиты».
Дело в том, что все оборудование ячеек № 22 и № 31, включая релейную защиту, находится в технологическом ведении оперативного персонала «Крассетей». Настройки релейной защиты обеспечивают надежность электросети, защиту присоединенного оборудования и безопасность персонала и могут меняться только по указанию компании. Такие настройки «Крассети» установили 16 ноября 2021 года, и, как указывают в ХПМЭС, они с тех пор не менялись.
Какой бы из двух вариантов ни оказался верным, в «Крассетях» считают, что оба они указывают на незаконное вмешательство персонала ХПМЭС в действующую электроустановку.
«Это значит, неизвестное нам должностное лицо ПАО „ФСК ЕЭС“ либо управляющей организации ПАО „Россети“, давшее такое распоряжение, вышло за пределы своих полномочий, чем нанесло ущерб нам, а также собственной компании», — говорится в обращении.
Краевые энергетики просят ГУ МВД России по Красноярскому краю провести проверку действий персонала ХПМЭС на предмет вмешательства в электроустановку, которое привело к отключению ячеек № 22 и № 31 подстанции «Минусинская опорная», установить должностное лицо, отдавшее распоряжение на выполнение незаконных действий персоналом ХПМЭС, и привлечь его к уголовной ответственности, предусмотренной статьями 201 и 215.1 УК РФ.
В попытке добиться справедливости руководство «Крассетей» обратилось даже к председателю правительства Красноярского края Юрию Лапшину с просьбой проконтролировать рассмотрение заявлений, направленных ранее в прокуратуру и Ростехнадзор.
«Все наши запросы и попытки разобраться в ситуации остаются без ответа, обращения в прокуратуру и Ростехнадзор не дают результатов. Ростехнадзор уклонился от проведения проверки, сославшись на запрет, установленный правительством РФ», — говорится в обращении. Письмо было направлено 19 июля, а 21 июля, спустя почти месяц с момента первого обращения в правоохранительные органы, со стороны Минусинской межрайонной прокуратуры был организован комиссионный осмотр объектов с участием представителей ФСК ЕЭС, прокуратуры, ФСБ, Ростехнадзора и «Крассетей». Вот только когда комиссия прибыла на объект — подстанцию «Минусинская опорная», представители ФСК ЕЭС никого из членов комиссии внутрь распределительного устройства 10кВ для его осмотра не пустили, сославшись на отсутствие заранее согласованной заявки.
В итоге руководство «Крассетей» вынуждено было вновь писать жалобу в прокуратуру, на этот раз — на имя прокурора Красноярского края Романа Тютюника. В своем письме краевые энергетики отмечают, что как минимум два человека из состава комиссии имели право допуска: представитель «Крассетей», который относится к оперативному персоналу и включен в список допущенных на объекты ФСК ЕЭС, а также представитель Ростехнадзора.
«ФСК ЕЭС пытается тщательно скрыть факты незаконного вмешательства в электроустановки, повлекшего не только отключение потребителей, но и значительные убытки в связи с выходом из строя оборудования», — полагают в руководстве «Крассетей». Энергетики просят краевую прокуратуру обеспечить надлежащий осмотр распределительного устройства на подстанции «Минусинская опорная», выяснить все обстоятельства, приведшие к отключению электроэнергии и последующей аварии на оборудовании, и привлечь виновных к ответственности.
«Без поддержки со стороны органов власти нам сложно добиться объективного и всестороннего рассмотрения наших доводов и доказать допущенные нарушения законодательства со стороны ФСК ЕЭС», — отмечают в руководстве «Крассетей».
«Если не удастся найти решение на местном уровне в ближайшие несколько дней, — будем вынуждены обратиться к руководству края о передаче материалов на рассмотрение в Минэнерго России и Генеральную прокуратуру РФ — может быть, там смогут установить истинные причины или найти заказчика этого беспредела», — констатирует Павел Быков.
К обсуждению беспрецедентного отключения региональной компании со стороны федерального монополиста уже подключились Telegram-каналы. Подобные инциденты чреваты серьезными проблемами для инфраструктуры на огромной территории юга Красноярского края, отмечает «Незыгарь». Поведение ФСК ЕЭС там называют самоуправством.
«Сам монополист не оказывает услуг конечным потребителям и не может ограничивать их потребление. Делать такие шаги в Красноярском крае с территорией в несколько Франций особенно безумное занятие. Даже из Москвы понятно, какие могут быть последствия и для промышленности, и для социальной сферы. Но мы тут, к сожалению, видим вполне предсказуемую для России ситуацию — монополист лупит со всей дури по частному бизнесу. Несмотря на то, что государство пытается содействовать частному бизнесу, чтобы он работал, несмотря на западные санкции, а уж тем более это касается компаний, которые работают в сфере жизнеобеспечения», — отмечают в Telegram-канале «Шулика».
Дарья Истомина