Posted 21 июля 2022, 14:03
Published 21 июля 2022, 14:03
Modified 5 февраля, 07:08
Updated 5 февраля, 07:08
По данным за 2019 год Всемирной организации здравоохранения около 2,2 млрд человек страдают нарушением ближнего или дальнего зрения. Офтальмологи бьют в набат, называя тотальное падение зрения у людей эпидемией. Причем в первую очередь их опасения связаны с резким увеличением случаев близорукости. По прогнозам ученых, если ситуацию не удастся переломить, уже через тридцать лет половина земного шара будет страдать миопией.
Почему мы стали так плохо видеть и что с этим можно сделать, вместе с офтальмологами разбиралась корреспондент «Росбалта».
В 2015 году эксперты впервые заговорили о том, что миопия приобретает масштабы эпидемии — так стремительно увеличивается число заболевших во всех уголках планеты. По прогнозам австралийских и сингапурских исследователей, к 2050 году близоруких будет примерно 4,5 млрд человек — это половина населения земного шара. Результаты исследования опубликованы в журнале Ophthalmology.
Особенно сложная ситуация с близорукостью сложилась в странах Юго-Восточной Азии — это Тайвань, Гонконг, Китай, Малайзия и Япония. До 80% населения до 18 лет в этих государствах плохо видят вдалеке. Китай же занимает лидирующую позицию в мире по числу близоруких детей, а всего в стране миопией страдает половина населения.
Как на тотальную близорукость влияет образ жизни современного человека и почему еще 50-100 лет назад люди были более зоркими? Интересный ответ на этот вопрос предлагает Елена Дорошева, кандидат биологических наук, ассистент, научный сотрудник Института систематики и экологии животных СО РАН в своей статье «Эволюционный подход к вопросам формирования близорукости».
«Если представители традиционных культур в большинстве своем дальнозорки, то для представителей высокотехнологических обществ характерна близорукость, занимающая в настоящее время одно из первых мест среди нарушений здоровья, — пишет ученый. — С точки зрения морфогенеза мы рождаемся дальнозоркими. И в этом есть большой биологический смысл: гораздо проще что-то выслеживать и от кого-то спасаться, если вы хорошо видите вдаль».
Однако человечество изобрело алфавит, научилось печатать книги, выдумало лампочку, компьютеры, смартфон — и люди начали сознательно устремлять свой взгляд на вещи, которые находятся очень близко от глаз. Дорошева пишет, что оптическая система получения изображения подстраивается под наш образ жизни, и постепенно развивается близорукость.
В целом же широкое распространение близорукости в мире совпадает с появлением массовых школ — по оценкам исследователей, за последние полтора века число близоруких людей в мире стало больше примерно в 10 раз.
Так, по данным исследования МНИИ глазных болезней им. Гельмгольца, МНТК «Микрохирургия глаза» им. академика Федорова и Санкт–Петербургского государственного педиатрического медицинского университета, число близоруких учеников первого класса в среднем составило 2,4%. У учеников пятых классов близорукость встречается уже в 8 раз чаще — 19,7%, а к 11–му классу она удваивается, достигая 38,6%.
«Рост заболеваемости близорукостью, или миопией, среди детей и подростков за последние 10 лет увеличился в 1,5 раза. С диагнозом „миопия“ заканчивают школу около 40% выпускников», — подтверждает офтальмолог Наталья Коваль, врач первой категории Центра микрохирургии глаза «Я вижу».
Гипотеза о наследовании близорукости была сформулирована давно, и даже выявлены гены кандидаты, отвечающие близорукость. Однако генетическая предрасположенность влияет, в основном, на раннее развитие миопии высокой степени, а в остальных случаях гены проявляются лишь при воздействии внешних факторов, пишет австралийский профессор Ян Морган.
Среди них опять-таки — длительная работа глаз на близком расстоянии, которая не физиологична для человека. Некоторые ученые говорят, городская среда, окружающая людей является агрессивной зрительной средой. Так же неблагоприятно действует на зрение характер изображения на современных гаджетах. Косвенно это подтверждается тем, что в странах Юго-Восточной Азии, которые традиционно являются крупными производителями электроники, у детей, рано взявших в руки планшет, быстро развивается близорукость.
«Постоянный контакт с экраном дает лишнюю зрительную нагрузку, что приводит к спазму аккомодации или так называемой ложной близорукости, — объясняет Владимир Агеев, офтальмолог „СМ-Клиники“ в Петербурге. — Аккомодация — это способность глаза фокусироваться на разноудаленных предметах, за который отвечает цилиарная мышца, расположенная внутри глазного яблока. При перегрузке этой мышцы глаз теряет способность к переключению фокуса между предметами вблизи и вдалеке».
В то же время далеко не только смартфон ухудшает зрение. Заместитель руководителя по медицинской части московского городского Офтальмологического центра ГБУЗ ГКБ им Боткина Анна Самойленко отмечает, что свой вклад в близорукость вносят чтение книг и увлечения, связанные с мелкими предметами.
На развитие близорукости также может влиять недостаток движения (гиподинамия) и дефицит микро– и макроэлементов в организме (например, витамина D из-за редкого пребывания на улице). К слову, ряд исследователей уверены, что этот витамин стимулирует в сетчатке выработку дофамина, который препятствует осевому росту глаза — но это косвенно подтверждается лишь тем, что близорукость прогрессирует в зимний период. В подростковом возрасте ситуацию усугубляют гормональные перестройки — когда соединительная ткань и структуры глаза не успевают за ростом организма, что приводит к дисбалансу в развитии глазного яблока.
Близорукость не просто доставляет дискомфорт человеку. 55% случаев отслойки сетчатки связаны с близорукостью, этот диагноз также повышает риски развития глаукомы и катаракты. Кроме того, миопия может обернуться дистрофией сетчатки, так как вызывает дегенеративные процессы в центральной зоне сетчатки и на периферии. Неудивительно, что когда у ребенка начинает падать зрение, родители прибегают к самым разным методам, чтобы остановить процесс.
«Спазм аккомодации лечат глазными каплями, физиотерапевтическими процедурами и комплексами упражнений, — говорит Владимир Агеев. — Но если не перестать злоупотреблять гаджетами, болезнь продолжит прогрессировать. Со временем у ребенка сформируется уже истинная, а не ложная близорукость».
Еще 10-15 лет назад юным пациентам прописывали черные дырчатые очки для улучшения зрения — сейчас доказано, что никакого эффекта на зрение они не оказывают. А вот перифокальные очки, которые помогают глазу равномерно распределять свет на разные части сетчатки, тем самым поддерживая нормальный оптический баланс — вполне работают.
«Электрофорез и тренировки для глаз замедлить развитие близорукости тоже не в силах, хотя и хуже от них не будет, — отмечает Анна Самойленко. — Когда-то было популярна склеропластика, но сейчас она ушла в прошлое, потому что метод редко приводил к остановке прогрессирования близорукости».
Офтальмолог Андрей Демидов предлагает создать детям правильные условия для учебы — приучить их заниматься за столом в помещении, где достаточно дневного и искусственного освещения. Учитывая плотную учебную программу важно чтобы родители контролировали регулярные перерывы.
«Хорошо бы досуг ребенка так же разнообразить каким-нибудь активным времяпрепровождением хотя бы во дворе на детской площадке», — советует врач.
Часто окулисты рекомендуют детям есть побольше черники и моркови, однако важно помнить, что это не панацея. В них действительно содержатся бета-каротин и лютеин, полезные для глаз, однако их количество очень небольшое. Зрение резко не улучшится, а вот аллергию себе заработать можно легко. Анна Самойленко добавляет, что чудо-продуктов в принципе не существует, хотя витамины могут немного улучшить состояние структур глаза: сосудов сетчатки и глазного яблока.
«Но если какие-то „кирпичики“ в организме пришли в негодность — например, зрение упало, витаминами их уже не восстановить», — объясняет Демидов.
В зависимости от степени близорукости доктор индивидуально подбирает лечение пациенту. При слабой степени миопии (в пределах -3,0 диоптрий) все может обойтись подбором очков, выполнением гимнастики для глаз и регулярным наблюдением несколько раз в год. При миопии средней степени (-3,25 — -6,0 диоптрий) и высокой (-6,25 диоптрий и выше), коррекция зрения очками и осмотр офтальмолога (включая осмотр глазного дна на широкий зрачок) обязательны.
Некоторые предпочитают носить линзы, что гораздо удобнее очков, например, в дождливую, солнечную или морозную погоду или при занятиях спортом. Существуют контактные линзы разной степени увлажненности и длительности носки — но необходимо тщательно ухаживать за ними, мыть руки перед тем, как их надеть, и соблюдать режим ношения, чтобы не повредить роговицу. Самый безопасный тип линз — однодневные, потому что за ними не нужно ухаживать и уменьшается риск заноса инфекции, которая может обернуться, например, конъюнктивитом.
Кроме того, в последнее время широкое распространение получила ортокератология — это жесткие контактные линзы, которые пациент использует ночью, когда спит. После этого линзы на целый день возвращают глазам способность отлично видеть.
«Но здесь есть есть масса нюансов, к примеру, режим сна имеет большое значение. И предварительно нужно диагностировать состояние самой роговицы глаза, чтобы не навредить ей», — предупреждает Самойленко. Так, среди противопоказаний к лечению ортолинзами — инфекционные и воспалительные заболевания глаз, кератоконус, сахарный диабет и некоторые другие системные заболевания.
Наталья Коваль отмечает, что когда ортолинзы используют дети, есть шанс остановить прогрессирующую близорукость.
Уже много лет пациенты с близорукостью возвращают себе нормальное зрение с помощью оперативного вмешательства. Есть несколько видов лазерных операций.
В основу самой популярной методики LASIK лег хирургический метод кератомилез. Чтобы срезать лоскут роговицы, используют «электрический» скальпель — автоматический микрокератом. С его помощью испаряют лишнее вещество с внутренней части роговицы.
Есть персонализированный вариант операции — Super LASIK. Здесь на этапе диагностического обследования применяют аберрометр, который составляет карту, отражающую все индивидуальные искажения глаза, параметры роговицы, хрусталика, стекловидного тела, состояния слезной пленки и обеих камер зрительного аппарата.
Еще одна операция, которую делают при помощи эксимерного лазера — фемто-LASIK. Она стала возможно уже после того, как Жерар Муру и Донна Стрикленд разработали метод чирпированного усиления импульсов, в 2018 году им за это дали нобелевскую премию по физике. Благодаря разработке перестал быть нужен микрокератом. Во время операции фемто-LASIK усовершенствованный лазер посылает в слои роговицы множество высокочастотных импульсов с высокой частотой, аккуратно расслаивая роговицу и не перегревая окрестности разрезов. Технология фемто-LASIK позволяет проводить лазерную коррекцию пациентам с аномалиями роговицы, «синдромом сухого глаза» и другими сложными патологиями.
Существует также операция ReLEx SMILE — модификация фемтосекундного LASIK, которая подразумевает создание не клапана, а небольших разрезов на роговице. При помощи лазера в толще роговицы выкраивается двояковыпуклая лентикула, которая затем удаляется через разрезы тончайшими инструментами. Такая операция показана пациентам, занимающимся активными видами спорта, где существует большая вероятность травмировать глаза, но противопоказана пациентам с тонкой роговицей, потому что требует удаления большего количества тканей, чем при фемто-LASIK.
«Современные методы лазерной хирургии глаза дают очень высокие и стабильные результаты, — говорит Владимир Агеев. — Если все расчеты для лазерной коррекции сделаны верно, а степень близорукости не выше -7, шансы вернуть остроту зрения навсегда практически равняются 100%. При более высоких степенях близорукости, со временем зрение может уйти в незначительный минус».
Лазерная коррекция зрения актуальна в молодом возрасте с 21-23 года до 35-37 лет. В детском возрасте ее стараются не делать, так как глаз еще растет.
«По закону ЛКЗ должна проводиться с 18 лет. И хотя уже давно практикуется проведение операции по решению консилиума даже с 6-7 летнего возраста — частота прогрессирования близорукости после очень высока», — предупреждает Анна Самойленко.
Среди других противопоказаний: дистрофия роговицы, воспалительные процессы со стороны переднего отрезка глаза, высокие степени нарушения рефракции, помутнение хрусталика.
«К сожалению, зрение после проведения лазерной коррекции все равно может упасть, — предупреждает Наталья Коваль. — Среди причин — сопутствующие и новоприобретенные заболевания, нестабильная близорукость, уплотнение и утолщение хрусталика у пациентов после 40 лет, которое сопровождается миопизацией, недиагностированный кератоконус. Избежать этих рисков позволяет тщательная всесторонняя диагностика зрительной системы перед операцией».
Анжела Новосельцева