Общественный транспорт Петербурга начал 15 июля работать по-новому. В этот день реформа, названная в официальной терминологии «переходом на новую модель транспортного обслуживания», должна была благополучно завершиться. Однако полностью реализовать пока удалось только одну задачу — ликвидировать коммерческие маршруты. Не все новые автобусы, заказанные городскими перевозчиками, прибыли в Северную столицу к назначенному дню. На многие социальные линии вновь вышла техника, которая уже не один год возила пассажиров. А петербуржцы с первого дня отмены маршруток обнаружили явную нехватку общественного транспорта на улицах города.
Тем не менее большинство экспертов склонны считать, что Петербург пошел правильным путем, выстраивая новую транспортную модель. Подробнее об этом в интервью «Росбалту» рассказал главный редактор интернет-портала «Transport SPB» Владислав Булгаков.
Полностью беседу можно послушать в подкасте «Включите звук».
— Зачем в Петербурге понадобилось проводить реформу общественного транспорта?
—Идея перевода маршруток в автобусы возникла еще в середине нулевых годов. Первый такой эксперимент состоялся в 2007 году на Лиговском проспекте, затем его повторили с общественным транспортом на Невском проспекте. Полностью должны были избавиться от маршруток еще в 2011 году. Но с учетом финансовых условий идею отменили. А в 2015 году вступил в силу новый федеральный закон № 220, который четко определил, как должен работать общественный транспорт.
Самое главное, что по новой системе должно быть существенно увеличено финансирование на социальные перевозки. Петербург, естественно, пошел в сторону цивилизованного пути, и достаточно долго готовил реформу. Она должна была пройти еще в 2020 году, но из-за COVID-19 ее перенесли на 2022 год.
— Если закон федеральный, значит подобные нововведения ждут и остальные города? То есть рано или поздно все будут переходить на новую модель?
— Есть города которые уже перешли на такой формат работы. В первую очередь — Пермь и Новокузнецк. Это формат брутто-контрактов, весьма недешевое удовольствие! Перевозчик вообще никак не «сталкивается» с выручкой пассажиров, он отдает ее в бюджет. Но при этом за выполненный рейс получает абсолютно все деньги.
— То есть не важно, сколько человек перевез некий автобус, важно, что он вовремя и полностью выполнил свой рейс?
— Совершенно верно.
— Можно уже делать первые выводы, каким стал общественный транспорт Петербурга?
— Уже можно смело сказать, что с 15 июля в Петербурге нет маршруток. Другой вопрос, что не все маршруты частных перевозчиков сразу перейдут на стандарты новой модели. Вернее, не перейдет большая часть маршрутов, которые обслуживает компания «Питеравто». Другие перевозчики (компания «Третий парк», подмосковный перевозчик «Домтрансавто» и компания «Такси») более-менее как-то сообразили насчет покупки техники. А у «Питеравто» с поставками техники возникли проблемы.
Запустили всего 90 новых маршрутов. При этом частные перевозчики обслуживали порядка 300 социальных маршрутов и до реформы. Все они должны были 15 июля перейти на новые стандарты транспортного обслуживания. Это газовые автобусы (не старше 2021 года выпуска), оснащенные кондиционерами, usb-зарядками, современными информационными системами и автоинформаторами.
— Раньше маршрутка могла затормозить у каждого угла, при этом неслась очень быстро, расписания у нее не существовало. А теперь автобусы «тащатся», как говорят люди, и делают остановки только в положенных местах. А от них надо либо идти далеко, либо делать пересадку, к чему пассажиры не привыкли. Это неизбежно — или все-таки можно было каждый коммерческий маршрут заменить на такой же социальный?
— Каждый коммерческий маршрут на такой же социальный навряд ли заменишь. И Москва со своими огромными финансовыми возможностями стала в 2021 году оптимизировать свои маршруты. С экономической точки зрения это плохая идея. Я скажу больше: даже нынешнее количество маршрутов избыточно. Думаю, как только завершатся эти контракты, городу придется его уменьшать и увеличивать вместимость техники.
«Растянутые» расписания в первую очередь коснулись тех маршрутов, которые ездят через «пробочные» места: центр города, Васильевский и Петроградский острова. Там действительно есть над чем работать. Но, прежде всего, конечно, Комитету по транспорту необходимо думать об увеличении количества выделенных полос.
— Водители часто не знают своих маршрутов и, как говорят пассажиры, останавливаются, где хотят или не останавливаются вовсе. Такое особенно распространено на рейсах, которые везут в отдаленные районы Петербурга, например, в Ломоносов и Петергоф. Что с этим делать?
— То, как частные перевозчики организует инструктаж, вызывает много вопросов. По сути, за день до начала работы они берут автобус, бригаду водителей и катают, показывают. Мы прекрасно понимаем, что водители не успеют запомнить всю трассу. А даже если запоминают, то могут забыть какие-то существенные нюансы. Да, во всех автобусах стоят современные навигаторы. Но тем не менее были случаи, когда водители пропускали нужные трассы.
— Получается, что у водителей, которые раньше работали на коммерческом транспорте и привыкли ездить побыстрее, собирая как можно больше денег (то есть, подбирая как можно больше пассажиров), теперь совершенно другая задача. Им надо соблюдать расписание, маршруты и остановки…
— Сложно вообще от водителей сразу требовать что-то серьезное, потому что у нас и так сильный дефицит кадров. На сегодняшний день частные перевозчики «в белую» платят им по 100 000 рублей! И вызвано это как раз дефицитом кадров.
— Как, по вашим ощущениям, сегодня реагируют на реформу петербуржцы?
— 50 на 50. Есть пассажиры, которые ездили на маршрутках и привыкли к ним. Возникает вопрос скорости, ведь они в какой-то мере выполняли роль экспрессов.
Есть и другая категория людей, которая реформу ждала. Обладатели студенческого, школьного, пенсионного проездного теперь фактически получают лучшие условия транспортного обслуживания. На ряде маршрутов уменьшился интервал, появились новые транспортные связи.
Ну и сами автобусы стали комфортными. Все это хороший показатель того, каким должен быть в нашем городе цивилизованный общественный транспорт.
Беседовал Антон Гарнов