Продолжаем рассказывать об основных сюжетах минувших выходных, касающихся российско-украинского противостояния.
На этих выходных Крымский полуостров вновь попал в центр внимания. Дело в том, что представитель главного управления разведки Минобороны Украины Вадим Скибицкий в эфире единого украинского телемарафона заявил, что Киев может использовать реактивные системы залпового огня HIMARS американского производства против целей в Крыму, уточнив, что целями могут стать «системы Калибр, фрегаты, малые ракетные корабли, подводные лодки». Тему продолжил советник главы офиса президента Украины Алексей Арестович, пообещавший, что Крымский мост станет объектом для атаки Украины при появлении «первой технической возможности».
Нужно сказать, что подобные заявления звучали и раньше — генерал-майор ВСУ Дмитрий Марченко в середине июня назвал Крымский мост «целью номер один для поражения», а секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Алексей Данилов еще в апреле не исключал нанесения удара по переправе.
Реакция со стороны Москвы не заставила себя ждать и была вполне ожидаемой. Так, председатель комитета Совета федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас указал на то, что озвученные угрозы подтверждают необходимость «денацификации и демилитаризации» на всей Украине. А заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев в свойственной ему в последнее время манере и вовсе пообещал, что Украину в случае ее нападения на Крым ждет «очень быстрый и тяжелый судный день», от которого будет сложно укрыться.
Здесь есть один важный нюанс. Скибицкий отметил, что для теоретической атаки на Крым могут быть использованы американские РСЗО. Вот только в Вашингтоне не раз подчеркивали, что поставки HIMARS на Украину согласованы исключительно при условии, что они не будут использоваться для нанесения ударов по российской территории. А Киев, в свою очередь, обязался это требование выполнять. Проблема в том, что территорию Крыма в Киеве de jure российской не считают. Равно как и на Западе. Так что будут ли в США считать подобное применение HIMARS нарушением договоренности — вопрос открытый.
Российские населенные пункты, находящиеся на границе с Украиной, все чаще подвергаются атаке со стороны ВСУ. Минувшие выходные, к сожалению, не стали исключением. В субботу губернатор Курской области Роман Старовойт сообщил о новом минометном обстреле со стороны Украины приграничного поселка Теткино. По его словам, было зафиксировано «больше 20 прилетов». Накануне минометному обстрелу подверглось село Дроновка в той же Курской области, куда «прилетело» более 25 снарядов. А в воскресенье под удар попало Село Зерново Суземского района в Брянской области. Как сообщил глава области Александр Богомаз, по населенному пункту было выпущено 29 снарядов.
Во всех случаях, к счастью, обошлось без пострадавших, однако становится понятно, что регулярные обстрелы российской территории стали неотъемлемой частью боевых действий со стороны ВСУ.
В субботу стало известно, что министр обороны России Сергей Шойгу поручил наращивать действия группировок российских войск в ходе спецоперации в Украине. Такое указание, как сообщает пресс-служба Минобороны, он отдал во время инспекции войск «Юг» и «Центр», участвующих в боевых действиях. Поручение отдано «в целях исключения возможности киевского режима наносить массированные ракетные и артиллерийские удары по гражданской инфраструктуре и жителям населенных пунктов Донбасса и других регионов».
Отечественный спортивный мир, как известно, после 24 февраля понес значительные потери. Россиян почти полностью отстранили от всех международных соревнований, исключение составляют лишь несколько видов спорта, и то с оговорками. Так, например, под нейтральным флагом продолжают выступать российские и белорусские теннисисты, хотя и здесь не все гладко — на старейший и самый престижный турнир Большого Шлема, Уимблдон, они не были допущены.
Неудивительно, что в таки условиях некоторые атлеты задумались о смене гражданства. Тенденция имела место и до начала спецоперации. Однако в нынешних условиях заговорили о потенциальном массовом исходе — ведь, как известно, спортивный век очень короток, и далеко не все захотят принести свои карьеры на алтарь геополитики. Однако накануне выходных всех удивил депутат Госдумы Роман Терюшков, предложивший приравнять смену спортивного гражданства ни много ни мало к госизмене.
Он опубликовал письмо Министерства спорта России, из которого следует, что в период с 2012 по 2022 год спортивное гражданство сменили 93 российских спортсмена. «В представленном письме Минспорта РФ можно обнаружить затраты на содержание „индивидуалистов“ — порядка 200 миллионов рублей. И это расходы только периода, когда спортсмены стали членами сборной (з/п и призовые)… Получается, действующее законодательство интересы индивидуума ставит выше интересов общества, государства», — возмущается народный избранник. Вывод он сделал соответствующий — смена спортивного гражданства для спортсменов сборной страны должна быть приравнена к акту государственной измены, наравне с переходом на сторону противника в условиях военных действий.
Заявление вызвало довольно бурную реакцию в спортивном мире. Самой острой реакцией на данный момент стало высказывание заслуженного тренера СССР Татьяны Тарасовой, предположившей, что Терюшков должен сидеть не в Госдуме, а в сумасшедшем доме.
«Он с ума сошел? Смена гражданства — это личное дело каждого. Ему не в Госдуме сидеть, а в сумасшедшем доме. Гнать в шею. Злобный и глупый человек», — эмоционально отреагировала выдающийся тренер.
Судя по всему, большой поддержки одиозная инициатива не получит. Однако задуматься она заставляет — рычагов давления на захотевших сменить флаг или даже клуб спортсменов может быть множество. Пример голкипера московского ЦСКА Ивана Федотова в этом отношении весьма показателен.
Вечером в воскресенье стало известно, что президент Украины Владимир Зеленский подписал указы об отстранении от должностей главы Службы безопасности Украины Ивана Баканова и генерального прокурора Ирины Венедиктовой. Причем Баканова уволили по весьма серьезной статье — «неисполнение (ненадлежащее исполнение) служебных обязанностей, повлекшее человеческие жертвы или другие тяжкие последствия или создавшее угрозу наступлению таких последствий, является основанием для отстранения такого военнослужащего от исполнения служебных обязанностей».
Громкие отставки определенно идут в одной связке с вчерашним арестом бывшего главы управления СБУ по Крыму Олега Кулинича, который занимал эту должность до 2 марта 2022 года, после чего был уволен Зеленским. Его подозревают в государственной измене. По версии государственного бюро расследований Украины, Кулинич сотрудничал с российскими спецслужбами, передавая им разведывательную информацию, в том числе содержащую гостайну. Если эти обвинения удастся доказать, то ему может грозить до 15 лет тюремного заключения.
«На сегодня зарегистрировано 651 уголовное производство по государственной измене и коллаборационной деятельности работников органов прокуратуры, органов досудебного расследования, других правоохранительных органов. В 198 уголовных производствах соответствующим лицам поставлено в известность о подозрении… Такой массив преступлений против основ национальной безопасности государства и связи, зафиксированные между работниками силовых структур Украины и спецслужбами России, задают очень серьезные вопросы соответствующим руководителям. Каждый из таких вопросов получит ответ», — заявил Зеленский».
Нужно сказать, что еще совсем недавно Зеленский заявлял, что не поддерживает увольнение Баканова с должности главы СБУ. Нельзя не учитывать, что главу Украины и уволенного чиновника связывают давние отношения. Иван Баканов долгое время руководил «Студией Квартал-95» и возглавлял партию «Слуга народа». Между тем арестованный Кулинич был очень близок к Баканову и на момент задержания был его помощником. Также, как пишут местные СМИ, у Баканова были очень напряженные отношения с главой офиса президента Андреем Ермаком. Похоже, в свете последних событий эти факторы в итоге перевесили. Вопрос в том, не предъявят ли Баканову новые, еще более серьезные обвинения, и не последуют ли в рядах украинских ведомств новые «чистки».
Татьяна Павлова