Черный юмор иногда может стать хорошей приправой для серых будней, однако в сравнительно новом для российского экрана формате «драмеди» он чаще всего навевает лишь тоску. А это качество непростительно для развлекательного контента: он может быть аморальным, вызывающим и вульгарным, но не может быть скучным. Иначе это очередное отбывание актерами времени на площадке, за которое они получат гонорары, а зрителю не достанется ничего.
Новый образец в этом ряду, после таких проектов, как «Я не шучу» или «Нереалити», о которых «Росбалт» уже писал, — сериал «Люся», замахивающийся на драму с семейным и социальным аспектом, да еще вкраплением технологий. Сейчас он транслируется в онлайн-кинотеатре PREMIER. Имя, вынесенное в название истории, принадлежит не женщине, а «умной» колонке, снабженной голосовым помощником и способностью ориентироваться в ситуации. Словом, зрителю предлагается еще одна фантазия о влиянии искусственного интеллекта на жизнь своих создателей. И в данном случае забавным образом «Люся» становится едва ли не самым близким существом для главного героя — программиста Сени, которого играет Данила Козловский.
Персонаж заметно отличается от тех ролей и типажей, в которых зритель привык видеть этого актера, — харизматичных и притягательных мужчин, даже если их шарм имеет отрицательный оттенок, как в фильме «Духless». О благородных героях, вроде Валерия Харламова или главного персонажа фильма «Одиночка», и говорить нечего. Разумеется, даже возрастные изменения способствуют «перезагрузке» образа: в этом смысле похвально, что артист не цепляется за амплуа, в котором был успешен десять лет назад, а осваивает новые горизонты.
Беда не в нем, а в режиссерской и сценарной работе Ивана Твердовского и Петра Внукова, из-за которых смотреть на происходящее тоскливо, а моментами и стыдно.
По сюжету Сеня переживает явный кризис среднего возраста, и с этим сопряжены трудности в общении и с семьей, и с внешней средой. Он очень хочет быть сильным мужчиной, опорой для своих родных, однако первые же кадры с женой и детьми показывают, что его потолок — это образ «папы-праздника», которому как будто лень действительно вникнуть в проблемы дочери. Такой отец гораздо охотнее сделает вид, что проблем вообще нет, и поведет семью в фастфуд.
Именно этот сюжетный поворот и оказывается роковым: в очереди Сеню пытается оттеснить компания наглых мажоров. И одновременно данный эпизод становится единственным за две стартовые серии, который способен вызвать улыбку. Когда Сеня говорит хулиганам «Вы можете делать что хотите, но правда на моей стороне» — это действительно смешно, не столько из-за обстоятельств, сколько из-за неуместного пафоса, с которым герой произносит эти слова.
Но на этом конфликт не завершается: героя публично унижают на глазах жены и дочерей, воспоминания не дают ему покоя и он находит своего обидчика с помощью той самой «Люси» — искусственной помощницы и собеседницы. Тот оказывается сыном депутата (Максим Виторган), однако возможные риски не останавливают распалившегося «маленького человека». И в итоге все выливается в криминал и грязный адюльтер героя с молодой депутатской женой, которую играет Кристина Асмус.
Собственно, первые две серии акцент явно делается вовсе не на «Люсе», а на личности главного героя, которому с таким же успехом могло бы помогать просто фантастическое везение. Он откровенно несимпатичен, и если актер ставил перед собой именно такую задачу, то смелости Козловского и умению перевоплощаться стоит поаплодировать. Его речь переполнена шаблонными словами от «диванных психологов» — «пассивная агрессия», «эмпатия», «комплекс жертвы». Возможно, у Сени профессиональная деформация, и он уже относится к людям как к механизмам с набором заданных функций и характеристик, а также с приложенной инструкцией по использованию…
Но и другие персонажи не лучше: более-менее живой получилась только жена Сени, которую играет Дарья Савельева. Вот в ней легко угадывается типичная «средняя женщина», которой некогда задуматься о собственном кризисе: она вынуждена круглосуточно разгребать проблемы близких и попутно «шуршать по хозяйству». И неудивительно, что рефлексии мужа могут показаться ей откровенной блажью.
Зато образ жены депутата, которая быстро стала любовницей Сени, представляет собой просто набор стереотипов о «сладкой жизни» — причем сладкой до тошноты. Их взаимодействие, начавшееся в ночном клубе, выглядит крайне неприглядным: гротескно сексуализированный танец, очередное клише, когда герой заявляет, что не пьет — сразу ясно, что в следующем эпизоде он пить будет. А откровенная сцена на кладбище, где хоронят депутата, далеко перегоняет скандальную роль Асмус в фильме «Текст» — по степени пошлости, а не открытости тела. Но с этим в сериале тоже не особо церемонятся, как и с нецензурными выражениями. Похоже, что такая прямота, граничащая с подростковым бунтарством, является едва ли не главным предметом гордости авторов.
К слову об авторах. Сценарист проекта Петр Внуков утверждает, что тема сериала — поиск своего стержня и силы, в котором помогает искусственный интеллект и делает это «с иронией, свойственной судьбе». Но на самом деле это поиск «драйва», новых впечатлений и эмоций, который у взрослого мужчины, увы, оборачивается чередой выходок интеллектуально незрелого мальчишки с созревшим телом. И в таком случае он рискует превратиться в обезьяну с гранатой, что уже совсем не мило и не забавно.
Людмила Семенова