В Северной столице 15 июля начался третий финальный этап транспортной реформы. В городе появится почти пять десятков новых автобусных маршрутов, заменять подвижной состав будут вплоть до осени. Привычные горожанам маршрутки окончательно исчезнут.
Что еще поменяется для жителей города в ближайшее время и как петербуржцы оценивают первые два этапа реформы, узнала корреспондент «Росбалта».
В Петербурге завершается транспортная реформа — «коммерческие» маршрутки будут полностью заменены на социальные голубые автобусы. В комитете по транспорту уточняют, что на маршрутах останется всего четыре частных коммерческих перевозчика: ООО «ВЕСТ-СЕРВИС», АО «Третий парк», ООО «Домтрансавто», ООО «Такси», но они будут обслуживать только «социальные» направления.
В СПб ГКУ «Организатор перевозок» добавляют, что в городе с 15 июля открывается 48 новых автобусных направлений, дублирующих трассы самых популярных маршруток.
К примеру, по новому маршруту запустят автобусы № 29 (Крестовский остров — «Петроградская»), № 199 (Ж/д ст. Ручьи — ст. метро «Парнас»), № 206 (Северная пл. — Таллинская ул.), № 211Э экспресс (Зеленогорск, вокзал — ст. метро «Чёрная речка»), № 217 («Старая Деревня» — Глухарская ул.), № 226 (Пр. Героев — ст. метро «Московские ворота») и другие.
Ознакомиться с трассами новых маршрутов, можно на сайте СПб ГКУ «Организатор перевозок» и на странице на «Яндекс Картах». Получить справку о маршрутах и расписаниях можно у оператора по бесплатному телефону 8-800-234-98-80.
Возить пассажиров начнут 911 низкопольных автобусов системами оплатой проезда без кондукторов, климат-контролем и USB-розетками.
При этом полностью автобусный парк из-за проблем с поставками обновят не раньше ноября — об этом писал в Telegram-канале комитета врио его главы Валентин Енокаев. Старые белые дизельные автобусы будут курсировать на 88 маршрутах — их обозначат специальными наклейками оранжевого цвета — снаружи на каждой двери и внутри.
«Из-за перестройки логистических цепочек у производителей были скорректированы сроки поставки новых автобусов к нам, в Петербург, — написал Енокаев. — Поэтому на 88 маршрутах будут временно работать 378 автобусов большого и среднего класса 2015–2020 годов выпуска. Отмечу, что это менее 15% от общего объема техники в рамках новой модели транспортного обслуживания».
Новые газомоторные автобусы будут заменять старые по мере их поставок. Ожидается, что к 15 сентября в город поставят 92 автобуса, к 15 октября — еще 112, 15 ноября — 174 автобуса.
«Безналичная оплата проезда на данных маршрутах также будет вводиться постепенно», — отметил Енокаев. Оплатить проезд можно будет наличными, картой «Подорожник», всеми видами проездных билетов, в том числе льготными. На маршрутах также будет действовать пересадочный тариф «60 минут».
О том, как горожане воспринимают реформу, можно получить представление, почитав комментарии под постами в официальной группе комитета по транспорту Петербурга «ВКонтакте». К новой модели общественного транспорта некоторые до сих пор относятся со скепсисом. К примеру, проблемы у людей возникают с оплатой проезда.
«Как оплатить, если нет „Подорожника“ и налички? Только перевод водителю на карту, как делали раньше в частных автобусах. А валидаторы для карт не поставить? Комитет, кажется, решил сделать официальную валюту страны вне закона», — удивляются горожане.
У некоторых не срабатывает пересадочный тариф:
«Не работает пересадочный тариф! С 78-го автобуса на 132-й автобус, на 16-й троллейбус. На жалобы по этому вопросу, не разбираясь, отвечаете отписками! Верните деньги!»
«Абсолютно бесполезно проделанная работа, никаких доступных и нормальных альтернатив для людей. Никакой пересадочный тариф не работает! Сколько денег я должна потратить, чтобы добраться до работы и до дома, да еще и закладывать час на пересадку? Проверяла — не укладываюсь! Мнение людей никого не интересует!» — эмоционально возмущается женщина.
«Сегодня на дорогу ушло в два раза больше денег и времени», — жалуется мужчина.
В то же время жителей Зеленогорска, например, все более чем устраивает:
«Для обитателей Курортного района, особенно Зеленогорска, сделано все прекрасно. Раньше даже картой оплатить было нельзя, МАЗы — старенькие. А сейчас новые, красивые, со всеми льготами, очень удобно».
Есть претензии у петербуржцев и к качеству новых автобусов:
«Почему 3-й парк позволяет себе выпускать на линию автобусы не оборудованные кондиционером? Вы же в рекламе реформы рассказывали, что все абсолютно все автобусы по НМТО будут оборудованы кондиционерами! Но по факту едешь в душегубке лазурной».
Некоторые вспомнили, что два новых белорусских МАЗа не так давно загорелись — на Витебском проспекте и в Выборгском районе. Об инцидентах «Росбалт» писал ранее.
Есть, конечно, и жители, довольные транспортной реформой:
«Наконец-то город избавится от грязных, вонючих, носящихся, нарушающих ПДД маршруток!».
Однако тут же завязывается дискуссия — горожане уверены, что все лихачи, которые гоняли на маршрутках, теперь пересели за руль новых автобусов и продолжают нарушать:
«А что толку — водители просто пересели и так же лихачат. Неоднократно была свидетелем того, как транспорт трогается с места, а люди еще не все вошли».
«Типа хотели безопасности на транспорте наши чиновники? Наймите опытных водителей, а не погонщиков ослов. Хотели денег в казну — повесьте терминалы», — советуют пользователи.
«О да, все наконец-то будут стоять в огромных пробках в красивых лазурных автобусах! Кто-то будет ждать на остановке, может 5 минут, может 65. Больше ничего нет — ни выделенки, ни конкуренции», — констатируют другие.
Больше всего трудностей возникло у людей, которым не подошли новые маршруты из-за неудобств с логистикой от дома до работы:
«Еду на 220-м автобусе, который сегодня первый день работает. Нет никаких табличек с маршрутом, люди заходят и спрашивают водителя, как едет автобус. Также на остановке нет номеров новых автобусов. И это сколько потрачено денег на недоделанную реформу!».
«Раньше 436-я маршрутка ходила раз в час, ее сняли и теперь ходит 436-й автобус пять раз в день. И как теперь людям ездить? Надо депутатам провести транспортную реформу, отобрать автомобили и пусть поездят на автобусах», — предложила горожанка.
«Где 105-й автобус? Опоздала на работу, на карте ни одного не отображается», — жалуется другая.
«12 июля, на остановке Керро 2, целый час ждали маршрутку или автобус, что подойдет первым. Так и не дождались. Что происходит? Или комитет считает, что у нас в РФ каждый человек имеет личный автомобиль?» — задается вопросом мужчина.
«Непонятно, о каком соблюдении расписания идет речь. Писала дважды о безобразном движении маршрута № 301. В ответ получила только отписку, на второе обращение вообще не ответили», — сетует еще одна петербурженка
«Отменили 258-ю с Кондратьевского, теперь в центр только с пересадкой. Безобразие, целый район ездил на этом маршруте», — жалуется житель.
Горожане постепенно приходят к выводу: реформа хороша лишь для тех, кто редко пользуется наземным транспортом, и им незаметно насколько непродуманно отнеслись к переделке того, что обкатано годами. Теперь остается лишь гадать: готов ли Смольный прислушиваться к пассажирам, которые терпят неудобства, и что-то корректировать.
Анжела Новосельцева