Posted 11 июля 2022, 13:55
Published 11 июля 2022, 13:55
Modified 5 февраля, 07:08
Updated 5 февраля, 07:08
Тарифы на коммунальные услуги в Петербурге с 1 июля в очередной раз выросли. Теплоснабжение подорожало на 3,6%, газ — на 3,3%, электроэнергия — на 5%. Тарифы на водоснабжение и водоотведение стали выше на 1,7%. Кроме того, предельный единый тариф на услугу по обращению с коммунальными отходами увеличился с 969,70 до 1 260,43 рубля — с одного квадрата люди будут платить не 6,40, а 8,32 рубля. Поэтому коммуналка для горожан в среднем подорожала не на 3,5%, а на все 5%.
О том, можно ли было избежать роста тарифов и что не так с мусорной реформой, в интервью «Росбалту» рассказала депутат Законодательного собрания Петербурга Ирина Иванова.
— Тарифы на ЖКХ все выше. Насколько это адекватный рост, учитывая, что инфляция еще в декабре прошлого года ожидалась на уровне 4,3%, а сейчас составляет 16%?
— Тарифы были бы куда меньше, если бы мы приготовились к мусорной реформе. Она же пришла к нам «неожиданно» — в течение двух лет. Кажется, времени было достаточно на решение любых вопросов. Но рост тарифов — это прямое следствие того, как реформа идет в городе. А идет она тяжело: так как нет ни новых мест хранения отходов, ни их реестра. Мы даже не можем посмотреть, куда свозится мусор из нашего дома — и это при обещанной цифровизации, о которой все так много говорили.
— Что не так с формулой расчета платы за мусор? На это горожане жаловались больше всего, отмечая, что с появлением единого регоператора им приходится платить гораздо больше, чем прежде.
— В начале 2022 года мы увидели в квитанциях далеко не те суммы, которые ожидали. Тарифы были подняты даже не 1 июля — тихой сапой их протолкнули еще в начале года. Причем выросли они у кого-то даже не на 5%, а на все 20-25%. Но так как у нас первые полтора месяца творилась неразбериха с вывозом мусора и никто ничего не убирал, было, честно говоря, не до квитанций. А потом уж — привычка свыше нам дана. Платил и платить будешь дальше.
— Сильно пострадали от новых правил и предприниматели…
— Да, которые, как мы помним, еще не пришли в себя после ковидных ограничений. По идее, чтобы не платить по максимуму, каждому предпринимателю сейчас нужен прямой договор с единым регоператором по вывозу ТКО «НЭО» — то есть ему нужно лично встретиться с каждым и заключить в общей сложности тысячи контрактов. Где он найдет время и сотрудников на встречу с каждым ларьком, очень интересно.
Пока же «НЭО» берет официальные данные — сколько бизнес занимает квадратов — и лупит ему безумную норму. Даже если предприниматель не использует подвал и мансарду, они учитываются в формуле. Предприниматели стучатся к «НЭО» с начала года, просят приехать и убедиться в том, что хозяйственная деятельность ведется далеко не во всех помещениях… Думаю, суды не за горами.
Я считаю, что «НЭО» пора уже выяснить с предпринимателями отношения. Что это за квадрат такой, когда можно платить за кубометры? Нужно определиться — мы либо спасаем бизнес, либо продолжаем искать способы, как бы еще что с него содрать.
— А нормы действительно завышены?
— Да, и надо понимать, какие нормы вы всучиваете бизнесу и почему они такие же, как, к примеру, в Москве. В Московской области они ниже, в Ленобласти плюс-минус соответствуют реальности. А в Петербурге что? Разрешите уже бизнесу вывозить кубометрами — они этот кубометр мусора утрамбуют и сэкономят.
— Регоператору же невыгодно, чтобы мусор утрамбовывали. Тут налицо конфликт интересов — чем больше вывозится отходов, тем больше «НЭО» зарабатывает.
— Но конфликта интересов быть не должно. Мы разве не помним, зачем вводили регоператора? Чтобы разобраться с экологией, навести порядок, внедрить сортировку. Если в реформе принимает участие государство, оно не должно зарабатывать на людях.
— Регоператор заявлял, что пока изучает морфологию отходов и подсчитывает их количество… Какие-то пилотные проекты в регионах были запущены.
— «НЭО» свои «пилоты», может, еще лет десять будет проводить, а мы с вами будем за воздух платить? Сейчас эти кубометры мусора не утрамбовываются. Тут требуется настоящая цифровизация — как это уже сделано в Туле, например. Водителям компании по вывозу мусора там раздали смартфоны с программой, которая собирает актуальную информацию по контейнерным площадкам. В Воронеже на интерактивной карте оператора в режиме реального времени отображаются все контейнеры и мусоровозы. Контроль за вывозом отходов ведется при помощи датчиков ГЛОНАСС и мобильного приложения: через него же водитель отправляет фотоотчет о проделанной работе. Отслеживается каждая фура.
— Что нужно срочно предпринять в рамках мусорной реформы в Петербурге?
— Первое — увеличить количество мусорных площадок и урн. Те, что есть, рассчитаны совершенно на другое количество людей — какое было, может быть, десять лет назад. У нас в городе по 3,5 млн квадратного жилья вводится в год, люди где-то живут, где-то гуляют. Нужно пересчитать нормы — этим стоило бы заняться комитету по природопользованию. Или передать полномочия администрациям района.
Второе — создать реестр мусорных площадок по каждому муниципальному образованию или району с кубометрами отходов, которые они собирают. И главное — должны быть указаны дома, которые могут свозить свой мусор в то или иное место.
Третье — контролировать вывоз мусора предпринимателями. Многие сидят в ларьках, у них есть обязанность вывозить мусор — но как они это делают, никто не следит. В итоге, к примеру, от метро «Удельная» до проспекта Энгельса, где множество ларьков, все сгнившие фрукты и овощи по ночам свозят на мусорные площадки жилых домов. Жители задыхаются.
Но с другой стороны — а куда еще предпринимателям везти свой мусор? Для них мест не предусмотрено. Хотя раз человек платит аренду под торговую точку, арендодатель должен обеспечить ему место, куда вывозить отходы. Сейчас же каждому ларьку для этого надо прямой договор с «НЭО» заключать — это просто смешно.
Беседовала Анжела Новосельцева