Posted 9 июля 2022, 18:42
Published 9 июля 2022, 18:42
Modified 1 февраля, 18:48
Updated 1 февраля, 18:48
Говорят, что когда убили президента США Джона Кеннеди, содрогнулся весь мир. В Аргентине, ФРГ, Швеции, даже СССР, люди плакали у радиоприемников, в кафе и автомобилях, сбивались в стайки на улицах, обсуждали смерть этого молодого и яркого руководителя. Такие же шоковые волны по миру послало убийство шведского премьер-министра Олофа Пальме.
Убийство экс-премьера Синдзо Абэ, дольше всех управлявшего послевоенной Японией, оказалось куда более будничным событием — хотя по масштабу Абэ вполне достоин встать в ряд крупнейших политиков новейшего времени. Именно при нем густонаселенная, но небольшая по территории страна на краю мира вновь начала набирать политический вес, огрызаться и активно действовать на международной арене.
Подчеркну: для меня Абэ — не положительный персонаж. Он был японским консерватором, почти националистом и популистом, предвосхитившим Трампа, Джонсона и других близких по профилю глав западных стран. Абэ, например, исподволь проводил политику ремилитаризации Сил обороны Японии. При нем у этой довольно формальной со времен падения империи силы появились современное вооружение, высокотехнологичные подлодки, боевые корабли и другие средства быстрого реагирования — японскую армию впервые за долгое время стали считать важным фактором региона. Для японцев это может быть хорошо, но для их соседей?
Что касается абэномики — это была типичная неолиберальная правая схема по разогреванию экономического мотора через удешевление валюты и снижение налогов для богатых. Третья экономика мира могла позволить себе повысить корпоративный налог и понизить налоги для обычных граждан — но сделано было все ровно наоборот.
И все же Абэ был большим политиком — нельзя не признать, что успешно провел японский флагман через декаду десятых, без особых потрясений управляя страной со стареющим и сокращающимся населением и справляясь с непредвиденными сложностями.
Потеряв власть, он не ушел из политики и продолжал поддерживать даже самых мелких кандидатов от своей партии и погиб буквально на работе — выступая перед избирателями в городе Нара. Киллер выстрелил в упор два раза из самодельного огнестрела.
Про убийство в Telegram успели навернуть множество конспирологии — тут удивляться нечему, у нас привыкли рассуждать, что одиночки ни на что не способны и только могущественные закулисные силы способны подготовить убийство сильных мира сего. Сколько теорий заговора было про тех же Кеннеди и Пальме — можно сбиться со счету!
Ни одна из них не была доказана. Людей, мечтавших изменить мир одной пулей или ударом, в истории было более чем достаточно — и зла они натворили немало. Однако ни разу не удалось найти однозначно доказанный и стоявший за ними разветвленный заговор. За исключением, пожалуй, убийства Кеннеди, где все сложнее.
Вот какие случаи приходят на ум в связи с гибелью Абэ от рук военного моряка Ямагами: на днях «Ватникстан» писал о знаменитом покушении на главу СССР Брежнева, автомобильный кортеж которого с двух рук по-македонски расстрелял, опять же, бывший военный. Другой психопат неудачно пытался застрелить президента США Рейгана. Третий радикал в упор застрелил премьера Ицхака Рабина.
Что касается Японии — там, несмотря на относительную редкость политического насилия, полвека назад была очень похожая история. В 1960 году лидер Соцпартии Инэдзиро Асанума был убит юным националистом Отоя Ямагути — во время дебатов он ворвался в аудиторию и заколол Асануму коротким самурайским клинком вакидзаси. Как и в случае Абэ, эти кадры были запечатлены журналистами.
Такова доля публичного политика — до самого конца оставаться в окружении объективов и телекамер.
Telegram-канал «Русский футурист»